Священные и чудовище

Московский дом фотографии открыл в своих стенах шесть выставок – и это только начало фестиваля модной фотографии и фотографий модных людей
Люсьен Клерг. Жан Кокто протыкает шар с дымом. Ницца, 1959

Все новое здание Московского дома фотографии заполнили фотографические изображения, по большей части эффектные. Самое главное здесь, правда, не премьеры, а уже виденный «Феллини. Гранд-парад». Новые выставки по сравнению с этой, умной столь же, сколь и привлекательной, меркнут.

Даже такая визуальная роскошь, как суперфотографии календаря Pirelli этого года, где с помощью Карла Лагерфельда нагота побеждена красотой. Снимки обнаженных моделей, ликами и телами по нынешнему стандарту совершенных, снятых в образах мифологических богинь и героев (золотой треугольник на лобке, золотая змейка на щиколотке), так отшлифованы, что живые люди смотрятся высокотехнологичной пластмассой и не влекут, а пугают.

Породистую красоту и родственные отношения с мифами демонстрируют снимки Люсьена Клерга, сделанные более полувека назад на съемках фильма «Орфей» Жана Кокто. Заслуженный ныне Клерг в то время был молод и неопытен, но фотографии сделал восхитительные, в безупречном стиле самого фильма. Участники съемок и сам поэт-режиссер Кокто настолько привлекательны внешне и так вовлечены в творческую игру, что каждая фотография серии кажется наэлектризованной поэзией и фантазией.

Еще одна выставка фотографа Люсьена Клерга так же исключительно изящна и тоже благодаря ее герою. На ней показывают фотографии Марлен Дитрих, отобранные самой актрисой для семейного альбома и переданные Клергу ее внуком. Эта разношерстная коллекция состоит из случайных любительских и ставших классическими фотографий больших мастеров, объединенных только одним – они нравились самой Марлен Дитрих, на каждой она по-разному, но великолепна.

Современный тип фотографа, снимающего знаменитостей для большого глянца, представлен выставкой Юргена Теллера «Тексты и образы». Она выросла из колонки, которую он вел в журнале Zeit. Конечно, без нарциссизма нет колумниста – только большая любовь к своим мыслям дает силы регулярно ими делиться. Но у Теллера самовосхищение гипертрофировано до комизма и беспочвенно – снимать знаменитостей голыми на людях не он придумал. Возможно, без подписей его фотографии были бы хоть и вторичны, но невинны. Однако тексты фотографа такие глупые, что дурами кажутся и раздевшаяся для него Шарлотта Рэмплинг, и легшая перед его объективом в ванну Хелен Миррен. Для фотографии лучше, когда снимающий держит с моделью поэтическую дистанцию.