Красное, черное, гладкое

Дизайнер Елена Китаева как художник выступает редко, но каждый раз производит впечатление. На выставке «Завтрак. Обед. Ужин» она показала эффектные, модернистски окрашенные фигуры
Елена Китаева почти всегда ходит в черном/ С. Портер

В зале фонда Stella Art гладкие и блестящие фигуры Елены Китаевой отлично смотрятся. Черные и красные (а все предметы, составляющие «Завтрак. Обед. Ужин», крашены роковым образом в эти две краски), на фоне белых стен они обретают триумфальную торжественность. Несколько, возможно, в данном случае излишнюю – формы не каждой фигуры выдерживают пафоса такого цветового решения.

Крупным предметам – их легко назвать декоративной скульптурой – лаконичная окраска идет и способствует сборке в единое пластическое целое геометрических форм, из которых эти предметы состоят. Вещи меньшего размера, «обеденная» часть выставки, хотелось бы раскрасить повеселей или в черное и белое. Очень они напоминают декоративные элементы зон отдыха, крупноформатные парковые шахматные фигуры, например.

Фрагменты «Ужина» – упрощенная модернистская интерпретация классического скульптурного бюста – остроумно смотрелись бы на постаментах, но водружены на подвешенную круглую платформу по непонятным мотивам.

Точнее, по неразгаданным – Китаева выступила (или была представлена куратором) не как скульптор, ваяющий в почтенной, столетнего уже возраста модернистской традиции, а как современный художник, для которого пластика – мало что, а все – смыслы.

На это представление работают название выставки, отсылающее ко всем символическим и культурно значимым трапезам, число предметов в каждой группе – кратное трем, «супрематические» цвета, геометричность и «коллажность» фигур, отсылка к композициям Малевича и манекенам Де Кирико. Но смыслы в китаевской красоте не видны, да и не нуждаются глянцевые фигуры в интеллектуальной поддержке.

Китаева много лет работает на телевидении, она главный дизайнер канала «Культура». Под ее руководством на телеэкранах регулярно оживают произведения классического искусства: то мраморный ангел вильнет попкой, то надуются брейгелевские охотники, то начнут кататься на смешных коньках участники зимних забав с картины Хендрика Аверкампа. Компьютерные технологии позволяют анимировать что хочешь.

«Завтрак. Обед. Ужин» – результат компьютерного моделирования, фигуры здесь – не скульптуры, а объемные модели произведений классической модернистской живописи и графики. Эти модели-манекены стильны, современны и совершенно стерильны, в смысле без бацилл современного искусства.