Легкий выбор

Требования властей США снизить потребление автомобилями топлива обострило конкуренцию между производителями алюминия и стали

Чтобы к 2017 г. снизить потребление топлива на 7–20%, как требуют транспортное и экономическое ведомства, надо снизить среднюю массу машины примерно на 15%, пишет WSJ. Для Ford Mondeo, например, это около 200 кг. Это усилило борьбу между сталеварами и производителями алюминия. «Чтобы сделать новый шаг в экономии топлива, нужно обратить внимание на новый материал – алюминий. Я думаю, что сталь достигла своего предела», – заявил Клаус Кляйнфелд, гендиректор Alcoa. Его компания планирует удвоить объем продаваемого автопроизводителям алюминия к 2013 г. «Не понимаю, о чем говорит Клаус, – отвечает Лакшми Миттал, гендиректор Arcelor Mittal, – алюминиевая промышленность давно делает подобные пророчества».

Автокомпании потребляют около 100 млн т металла в год, из них 87% стали и 12% алюминия (данные Ducker Worldwide). Разрыв в ценах на эти металлы в последние годы сокращается, сейчас алюминий на 35% дороже стали, но в зависимости от качества может быть легче на 10–40%. Alcoa уже производит алюминиевую дверь багажника на 4,5 кг легче стального аналога. Японская Kobe Steel изготовила специальный пористый алюминий, который на 80% легче стали (но хуже обрабатывается), писал журнал Science.

Представители сталелитейной промышленности обращают внимание, что использование алюминия в автомобилестроении потребует замены или перенастройки станков. Сталевары также разрабатывают более легкие продукты. Центры автомобильного дизайна Arcelor Mittal разработали комплектующие из высокопрочной стали, которые будут на 14% легче деталей прошлого поколения при прежней цене. Kobe Steel и U.S. Steel вложат $400 млн в СП по строительству металлургического завода по производству более легкого и прочного автолиста, сообщало Bloomberg.

«Идет рукопашная, стенка на стенку. Ее исход очень важен для нас», – говорит гендиректор U.S. Steel Джон Сурма.

Менеджер Ford по исследованиям в сфере материаловедения и производства Мэтью Залузец считает, что к 2015–2020 гг. его компания будет активнее использовать алюминий: «Может, не на 100%, но больше чем на 50%».