Единственный драйвер

Статистические итоги развития экономики за январь – февраль противоречат друг другу: одни данные фиксируют спад активности, другие – рост

«Экономика осталась без идей», – говорит Владимир Тихомиров из ФК «Открытие», стагнация кредитования и отток капитала – свидетельства того, что компании не привлекают средства и не вкладывают собственные, не видя больших перспектив. Ситуация с доходами граждан не позволяет рассчитывать на значительный рост потребления. Бюджет не может поддержать ни инвестиционный спрос (надо снижать дефицит), ни потребительский (объемы соцподдержки достигли уровня развитых стран). Потенциал посткризисного отскока исчерпывается, а рост на 4% для России все равно что стагнация, остается единственный драйвер – улучшение инвестиционного климата, продолжает Тихомиров: «Создание фонда для привлечения иностранных инвестиций, вторая волна приватизации, попытки улучшения законодательства – все это не от желания быть хорошими, а из-за насущной необходимости».

По данным Росстата, в феврале продолжилось снижение инвестиций (на 0,4% к февралю-2010), реальных доходов населения (на 1,5%), строительства жилья (на 6,4%). Темпы роста производства в годовом сравнении замедлились, а в сравнении с январем с очисткой от сезонности – упали.

Ситуация довольно плохая, за два месяца инвестиции упали на 2,3% после роста почти на 10% в конце года, констатирует Валерий Миронов из Центра развития Высшей школы экономики, похоже, попытка государства подтолкнуть экономику госинвестициями не сработала.

Из статистики далеко идущих выводов лучше пока не делать, считает Евгений Гавриленков из «Тройки диалог», у Росстата пляшут показатели, связанные с деньгами и дефляторами. За 2010 г. инвестиции увеличились на 6%, а по счету ВВП их рост составил 3%; при переоценке ВВП за 2009 г. спад частного потребления (это примерно половина ВВП) сокращен в 1,7 раза, а оценка самого ВВП почти не изменилась. В декабре инвестиции выросли на 70% к ноябрю, в январе – упали на 80%, удивляется он: «Разве в декабре экономическая активность резко выросла? И в январе рухнула?» Косвенные данные, в натуральном выражении, никаких сбоев экономической активности не показывают: грузооборот железнодорожного транспорта вырос за два месяца на 10,9%, выпуск цемента, кирпичей, стекла (характеризует состояние инвестиционной активности, строительства) – на 9–28%. Данные по доходам населения искажены валютными транзакциями, зарплаты же растут быстрее инфляции, прибавила темпы розница (3,3% в феврале после 0,4% в январе), указывает Гавриленков: «Все не так плохо».