Путешествие к френду

Документальный фильм «Как я дружил в социальной сети» интересен не обобщениями, а частностями
Герой по дороге к воображаемым друзьям/ Premium Film

Честно говоря, критик в дурацком положении. Единственный способ объяснить, чем же любопытен фильм Генри Джуста и Ариэля Шульмана, – это пересказать его до конца, но так нельзя. Остается ходить кругами и вспоминать, например, про то, почему фильм на самом деле называется «Зубатка» (Catfish). В финале один из персонажей рассказывает, что, когда американцы занялись экспортом живой трески, рыба по дороге подыхала. Тогда стали запускать к ней зубатку, чтобы та тормошила треску. Вот, говорит этот человек, и люди такие бывают.

Но героиня-«зубатка» действительно живет в социальной сети, сюжет фильма действительно виртуальные отношения, и даже русское прокатное название оказывается вполне адекватным не то всамделишной, не то (скорее) лукавой наивности, которую демонстрируют авторы.

Генри Джуст и Ариэль Шульман хотят снять фильм, но не знают, про что. Ну вот, например, у Ариэля есть брат Нев, 24-летний нью-йоркский фотограф, снимающий современный танец, но в чем тут сюжет? Сюжет наклевывается в «Фейсбуке»: нашего героя френдит восьмилетняя девочка Эбби из Мичигана, сделавшая рисунок по одной из его фотографий. Нев, Ариэль и Генри заглатывают наживку. Первый начинает знакомиться с семьей Эбби и заводит виртуальный роман с ее старшей сестрой Меган, вторые снимают все это на видеокамеру. Не то чтобы очень увлекательно: статусы, фотки, песни (Меган якобы поет, но Нев быстро находит оригиналы треков в YouTube). Затем вся компания летит на танцевальный фестиваль, а по дороге обратно решает наведаться к виртуальным друзьям.

Сюрприз, конечно, не в том, что жизнь оказывается сильно непохожа на «Фейсбук», а в том, каким именно образом. Поэтому, с одной стороны, дальнейшие детали нельзя выдавать, а с другой – в них-то все и дело. Скажем так: знакомство с реальной семьей маленькой Эбби – достаточно необычный эмоциональный опыт, чтобы потерпеть ради него тот «театр простодушных», который разыгрывают всю первую половину фильма три молодых человека из Нью-Йорка. В общем, вы, наверное, не узнаете ничего принципиально нового о виртуальности, реальности и их отношениях. И все-таки может статься, что героиня фильма проделает с вами тот же фокус, что и с авторами; тот же, что зубатка с треской.