«Skoda становится глобальной», - Винфрид Фаланд, гендиректор Skoda Auto

Из европейской марки Skoda превратится в международную, ключевыми рынками для автопроизводителя будут Китай, Россия и Индия, говорит гендиректор Skoda Винфрид Фаланд
Reuters

1990

пришел в Audi на должность руководителя по планированию

1993

назначен директором по контроллингу в Volkswagen Group

1995

руководитель по контролю продаж марки Volkswagen

1997

назначен вице-президентом по финансам Volkswagen в Бразилии

2002

перешел в Skoda, с 2003 г. – вице-председатель

2005

генеральный директор Volkswagen Group China

Новый логотип

С новой эмблемы Skoda исчезло название компании – оно теперь размещается над логотипом. Ведомости

Skoda Auto

компания-автопроизводитель, Входит в Volkswagen Group. Финансовые показатели (2010 г.): Выручка – 8,69 млрд евро, чистая прибыль – 349 млн евро. Продажи (2010 г.) – 762 600 автомобилей в мире, в том числе 45 631 автомобиль (по данным AEB) – в России.

Марка Skoda меняет имидж и стратегию: владеющая чешским брендом Volkswagen Group решила сделать его глобальным. В прошлом году Skoda установила абсолютный рекорд продаж – 762 600 автомобилей, главными точками роста для марки стали Китай и Россия. Эти же страны плюс Индия должны стать основными рынками сбыта для Skoda в будущем. Реализовывать новую стратегию будет новый гендиректор Skoda – Винфрид Фаланд, ранее возглавлявший Volkswagen Group в Китае. В ходе Женевского автосалона он встретился с корреспондентом «Ведомостей».

– В Женеве вы представили новый логотип Skoda. Почему вы решили его изменить?

– Skoda меняется, становится более глобальной. Когда Volkswagen 20 лет назад купил Skoda, была поставлена задача сделать чешскую марку европейской. Эта задача была успешно решена. Теперь перед нами новая цель – привлечь молодых покупателей, новых покупателей на развивающихся рынках. У нас амбициозная цель – продавать 1,5 млн автомобилей; этой цели и нашей новой стратегии было нужно новое лицо.

– 1,5 млн машин – это в каком году?

– В прошлом году мы продали 762 000 автомобилей. 1,5 млн машин (минимум) – это 2018 год, в рамках стратегии Volkswagen Group достичь в том году продаж в 10 млн машин [и выйти по этому показателю на первое место в мире].

– Исторически Skoda – это европейский бренд. Каковы ваши новые стратегические рынки?

– У меня есть определенный международный опыт: я прожил пять лет в Бразилии, пять лет в Китае, я жил в США... Для меня абсолютно очевидно, что будущее автомобильной индустрии лежит к востоку от Европы – это Россия плюс Азия. У нас очень бурное развитие в Китае – я вывел Skoda в Китай четыре года назад. В прошлом году мы там продали 181 000 машин. У нас там уже солидная доля рынка – 1,6%, и мы нацеливаемся на большее. Что показывает мне, что у Skoda есть потенциал на развивающихся рынках. В России мы тоже довольно успешны, в прошлом году продали 46 000 машин, рыночная доля – 2,4%. Но этого недостаточно.

Сегодня мы продаем 60% в Европе (не считая Россию), 40% – за ее пределами. Я хочу поменять эту пропорцию на прямо противоположную: 40% – Европа, 60% – прочие страны, сконцентрировавшись на трех государствах: Китае, Индии и России. Россия – это важный рынок: она близко, особых языковых проблем здесь тоже не возникает. В Калуге у меня 45 человек, и все они говорят по-русски.

– Вы уже были в Калуге?

– Еще нет, собираюсь туда в конце марта, чтобы протестировать машины, которые мы там собираем, и встретиться с руководством Volkswagen Group Rus.

– В Нижний Новгород тоже поедете?

– Нет. Volkswagen Group Rus подписала соглашение о намерениях с ГАЗом, и сейчас специалисты двух компаний оценивают производственные мощности в Нижнем Новгороде. Мне ехать в Нижний пока рано.

– То есть вы пока не решили, какие модели будут собираться в Нижнем?

– У нас есть хорошие идеи. Если взглянуть на наш модельный ряд, то у Yeti есть хорошие шансы. Но это еще не решено.

– Как я могу догадываться, власти Калужской области разочарованы вашим решением заключить соглашение с ГАЗом, вместо того чтобы расширять производство в Калуге. Завод двигателей, как предполагалось изначально, в Калуге вы строить будете?

– Если говорить о средне- или долгосрочной перспективе, то да.

– Каковы цели Skoda в России к 2018 г. – объем продаж, рыночная доля?

– Больше, чем сегодня (смеется). В прошлом году в России было продано 1,7 млн легковых автомобилей. В 2018 г., по нашим оценкам, рынок составит 4 млн машин. Даже если мы просто сохраним нашу рыночную долю, это уже будет хорошей новостью. А если сумеем ее увеличить, подсчитать вы можете сами. Мы хотим увеличивать нашу рыночную долю во всех странах, не только в России.

– Кажется, что между марками и моделями в Volkswagen Group существует довольно сильная внутренняя конкуренция, например Skoda Superb и Volkswagen Passat...

– Нет. Skoda позиционируется ниже Volkswagen, у Superb есть своя четкая ниша, у Passat – своя. У нас есть многочисленные опросы потребителей, которые свидетельствуют: каннибализация практически отсутствует.

– И в будущем Skoda останется в своей нише?

– Это не ниша – это сегмент. Мы массовый бренд, не нишевый. Какие качества ждет покупатель от автомобилей Skoda? Простор, функциональность, комфорт (даже при плохом качестве дорог, как в России), доступность дилерской сети (в России у нас уже более 100 дилеров). На развивающихся рынках нет спроса на последние инновации. Мы хотим предоставлять верное качество.

– Вы видите какое-нибудь сходство между автомобильными рынками России, Бразилии и Китая?

– Честно говоря, я эксперт по китайскому рынку, по российскому рынку я пока экспертом не являюсь. Я думаю, что рынки люксовых автомобилей в Китае и России довольно похожи – бренд здесь очень важен. Если мы говорим об «обычных» людях, то здесь у России больше сходства с Бразилией: большие расстояния, концентрация людей в крупных городах, обе страны зависят от цен на природные ресурсы, в чести семейные машины с большими багажниками. Китайцы любят более крупные машины, чем бразильцы.

– Чему вы научились в Бразилии и Китае?

– Принимать решения. Когда вы так далеко от штаб-квартиры, в стольких часовых зонах... Бразилия оказалась очень сильно затронута кризисом 1997 г., реал за день упал на 50%. Пришлось пересматривать всю стратегию, поскольку весь бизнес [по сборке] строился на импортных деталях, локализация была очень низка. Нужно было очень быстро обеспечивать локализацию. Так что в Бразилии я научился не оттягивать время при принятии решений: если решение необходимо принять, лучше сделать это сегодня, чем завтра. Потому что проблема никогда не станет меньше – она будет только расти.

– На каких автомобилях вы ездили в Китае и на каких – сейчас?

– В Китае я отвечал за Volks-wagen Group и ездил на флагмане Volkswagen – Phaeton. Сейчас у меня Skoda Superb. В будние дни я езжу с водителем: я живу в Праге, каждый день езжу в Млада-Болеслав и в машине продолжаю работать. В выходные я за рулем сам – я люблю водить.