Автопроизводители воспрянули

Продажи машин в Западной Европе стагнируют, но в целом мировой автопром идет на поправку. И иллюстрируя это, на автосалоне в Женеве глобальные производители представили целую россыпь эффектных серийных машин и еще более роскошных концептов

Концепт-кар – автомобиль традиционно яркий. И в том случае, когда он прообраз будущего серийного автомобиля, и тем более когда концепт создается, чтобы произвести впечатление на публику и оценить на ней некоторые дизайнерские идеи. Но даже на этом фоне концепты, показанные на Женевском автосалоне, не меркнут. Ничего унылого, угловатого, аскетичного. Но – буйство красок и форм. И даже концептуальный микроавтобус Bulli от Volkswagen – казалось бы, что может быть более утилитарным и приземленным – в двухцветной раскраске и с огромной эмблемой на передке не выглядел чужим на этом празднике жизни. Такое ощущение, что менеджеры автоконцернов воспрянули от кризиса и дали команду дизайнерам явить миру все свое жизнелюбие и оптимизм.

О спорт, ты – мир

Естественно, самые эмоциональные автомобили – это родстеры, купе и прочие спортивные автомобили. В этом году в Женеве их было, кажется, особенно много. Или мы просто соскучились по «сладкой жизни»?

Внешность концепта Alfa Romeo 4C GTA близка к той, с которой это заднемоторное купе пойдет в промышленное производство в 2012 г. Дизайн не несет никаких открытий для Alfa Romeo, но до чего же эффектен! По данным Automotive News, с 4С GTA итальянская компания собирается вернуться на американский рынок и продавать их через дилеров Fiat (в США уже продаются Fiat 500; в 2009 г. через дилеров Maserati было продано 84 Alfa Romeo Competizione и 35 Spider). О возвращении Alfa Romeo на российский рынок пока не сообщается.

Другим блокбастером автосалона стал концептуальный родстер BMW Vision ConnectedDrive. Он интересен не только внешне, но и своей электронной начинкой.

BMW демонстрирует, какие футуристические опции могут рано или поздно появиться на серийных автомобилях: например, дисплей на приборной панели, отображающий дорожную информацию в трехмерном виде, вместо зеркал заднего вида используются антенны, которые одновременно принимают сигналы навигации.

Но самый эффектный автомобиль салона красовался на стенде Citroen. 5,3-метровый концепт под названием Metropolis был целиком разработан в шанхайской дизайн-студии Citroen. После того как его показали 10 млн посетителей шанхайской выставки Expo-2010, пришла пора явить это чудо и европейцам. Такой автомобиль просто обязан пойти в серию (под именем Citroen DS8?). Когда он станет автомобилем президента Франции, главы других государств умрут от зависти.

А вот у другого концепт-кара – Jaguar B99, сработанного по собственной инициативе дизайн-студией Bertone, шансов стать серийным автомобилем нет. Итальянцы представили собственное видение того, как может выглядеть «маленький» Jaguar (после прекращения производства X-type такой машины в линейке британской марки нет), но этот концепт не нашел одобрения у топ-менеджеров Jaguar, включая главного дизайнера марки Яна Каллэма и бренд-директора Адриана Холлмарка. По словам последнего, маленький Jaguar может появиться в 2013 или 2014 гг., но его дизайн еще не утвержден.

Infiniti показала концепт под названием Etherea – образец того, как может выглядеть будущий автомобиль марки в классе С (у всех конкурентов Infiniti в премиум-сегменте, включая Lexus, такие машины есть). Etherea был явлен миру в виде четырехместного хетчбэка с задними дверями, распахивающимися против движения. Центральная панель автомобиля, волной спускающаяся к рукоятке АКПП, традиционно расположенной на центральном тоннеле, выглядит очень эффектно, но кажется маловероятным, что в таком виде автомобиль может пойти в серию.

Mini Rocketman сконструирован для городских жителей, любящих активный отдых на природе. Трехметровый концепт-кар с посадочной формулой 3 + 1 щеголяет двухчастными боковыми дверями – удобно будет выходить на тесной парковке – и оригинальным выдвижным багажником наподобие ящика у шкафа: в такой можно поставить, например, сноуборд.

Audi RS3 Sportback, хоть и был представлен в статусе концепта, имел вид автомобиля, готового к запуску в производство. Так и оказалось: выпуск элегантного пятидверного спорткара начнется уже в этом году, полноприводная машина получит пятицилиндровый двигатель объемом 2,5 л и мощностью 340 л. с. (BMW представила своего заряженного «малыша» одновременно с Audi, в Женеве, но назвать BMW M1 конкурентом Audi RS3 язык не поворачивается, хотя мощность двигателей одинакова: баварцы сделали заднеприводное купе).

Два полюса

Даже недорогой автомобиль не имеет права быть безликим и тем более страшным – дизайнеры и управленцы уже выучили этот урок, преподанный им Logan. Это у детища Луи Швейцера в 2004 г. не было конкурентов, но с тех пор желающих заработать на бюджетных автомобилях появилось предостаточно.

И вот Mitsubishi Motor Corp. явила миру свой Concept Global Small. Ни малейшего сходства в дизайне с невзрачным микроавтомобилем Mitsubishi iMi-EV. Но – стремительный спортивный силуэт, смелые выштамповки, эффектные светодиодные фары.

На другом полюсе – концепт Rolls-Royce Phantom 102EX, передвигающийся исключительно на электрической тяге. Мнения журналистов об этом автомобиле резко разошлись. Одни сочли, что электродвигатель для автомобилей подобного класса – «то, что доктор прописал» (ведь они паркуются не на обочинах, а в собственных гаражах и потому проблем с подзарядкой у них не возникнет). Другие уверены, что для владельцев лимузинов мощность их машин гораздо важнее экологии – а по этим параметрам двигатели внутреннего сгорания пока превосходят электрические. Тем не менее в Rolls-Royce намерены продолжать эксперименты с электротягой: Phantom 102EX весит 2700 кг – лишь на 200 кг тяжелее серийной машины, он способен проехать без подзарядки 200 км и полностью заряжает батареи (в трехфазной сети) за 8 часов.

Естественно, Phantom 102EX был далеко не единственным электрическим концептом, представленным в Женеве.

Nissan в концептуальном купе Esflow использует наработки, уже примененные японской компанией в серийном электромобиле Leaf. У Esflow – задний привод и силовой агрегат на электрической тяге, который позволяет купе разогнаться до 100 км/ч менее чем за 5 секунд, сообщает производитель.

Opel EN-V (Electric Networked Vehicle) Concept меньше всего похож на современное средство передвижения. Эта двухместная капсула, использующая разработки General Motors, способна двигаться самостоятельно, идентифицируя других участников движения. Предполагается, что в городах будут функционировать целые парки таких электромобилей, пользователь сможет вызвать ближайший свободный и задать ему направление движения – в указанную точку EN-V доставит пассажиров сам. Но для любителей водить предусмотрена возможность переключения на ручное управление.

А вот топливом для концепт-кара Mila Aerolight, самостоятельно разработанного концерном Magna Steyr, является даже не электричество, а... природный газ. Австрийская компания, которую часто называют «крупнейшим автопроизводителем без собственного бренда», имеет собственный центр разработки плюс материнскую компанию – одного из крупнейших производителей комплектующих в мире, Magna Int. Mila Aerolight – четырехместный автомобильчик класса А, который весит всего 700 кг. Есть ли у него шансы стать серийным? А если учесть, что Magna Steyr подписала соглашение о намерениях по промсборке в России, а газ – единственное альтернативное топливо, использование которого в автомобилях собирается поддерживать российское правительство?

Практичность

Практичные однообъемные автомобили – модный тренд по обе стороны Атлантического океана.

Cadillac привез показать европейцам трехцилиндровый ULC (Urban Luxury Concept), уже засвеченный в ноябре прошлого года на автосалоне в Лос-Анджелесе. Четырехместный параллелепипед на колесах с двумя гильотинными дверями смотрится для Cadillac очень необычно, и тем не менее, по сообщениям американской прессы, на базе ULC в 2013 или 2014 гг. может появиться серийный автомобиль под названием ATS – предполагается, что эта модель станет начальной в продуктовой линейке Cadillac в США и будет позиционироваться ниже CTS.

Ford выставил Focus B-Max в статусе «концепта, близкого к производству». До сих пор однообъемника в этом классе у Ford не было, но скоро появится. Выставленная модель имела сдвижные задние двери с электроприводом – семьи с маленькими детьми (и немаленьким достатком) примут эту опцию на ура, но появится ли она в серийном автомобиле – Ford не объявил.

Естественно, маркетологи и дизайнеры не забыли про модные ныне кроссоверы – они не ожидают, что в ближайшие годы их популярность спадет, и потому работа над новинками для этого рыночного сегмента продолжается.

Еще одна новинка Ford была как раз в этом сегменте – Vertrek, грядущая замена Ford Escape. Концепт Vertrek разработан в европейской дизайн-студии Ford и по сравнению с Escape длиннее, шире, но ниже. Серийный автомобиль будет комплектоваться двигателями 1,6 и 2,0 л семейства EcoBoost, его производство в США начнется в конце 2011 г., сообщила газета Automotive News.

Mazda больше не вместе с Ford, и потому свой маленький кроссовер японская компания, по данным Automotive News, разрабатывает самостоятельно. Его прообраз был показан под именем Mazda Minagi, серийная версия появится на рынке в 2012 или 2013 гг. под именем CX-5, сообщает Automotive News.

Бывший главный дизайнер Мazda Лоренс ван дер Эккер теперь трудится на аналогичной должности в Renault. Концепт маленького кроссовера под названием Capture стал его первым полноценным автомобилем для французской компании. Capture имеет всего два посадочных места, а задняя часть салона на уровне подушек сидений затянута бечевкой, образуя подобие гамака. Capture – концепт-кар ездовой, у него под капотом 1,6-литровый дизельный двигатель с двойным турбонаддувом, выдающий 160 л. с.

Заказы принимаются

Младший в семье Range Rover – Evoque в прошлом году был явлен миру в трехдверном варианте, но, услышав пожелания большей практичности, компания создала пятидверную версию. В производство пойдут и пятидверный, и трехдверный автомобили, причем трехдверка, которая получила имя Range Rover Evoque Coupe, в аналогичной комплектации будет стоить на 50 000 руб. дороже. Покупателям будут доступны три дизайнерские концепции оформления автомобиля – спокойная Pure, роскошная Prestige, спортивная Dynamic, выбрав одну из которых клиент сможет подбирать элементы отделки по своему усмотрению, обещает производитель. Evoque будет комплектоваться 2,2-литровым турбодизелем в двух вариантах мощности (150 и 190 л. с.) или бензиновым 2-литровым двигателем (240 л. с.). Цены на полноприводный Evoque установлены очень конкурентоспособные: от 1,6 млн руб. за 150-сильную версию в комплектации Pure до 2,3 млн за 240-сильный Evoque Coupe в комплектации Prestige. Поставки в Россию – осенью.

Volkswagen Tiguan пережил рестайлинг и обрел общее (симпатичное) с современными автомобилями Volkswagen выражение лица. Сборка обновленных машин на заводе в Калуге начнется летом этого года, производитель обещает, что цены на Tiguan останутся на прежнем уровне.

Купе Mercedes-Benz на базе C-класса, мировая премьера которого состоялась в Женеве, получилось очень гармоничным (купе на 41 мм ниже седана). Задние сиденья отформатированы для двух пассажиров, в виде опции доступен их складной вариант. Покупатели купе C-класса смогут выбирать из двух дизельных двигателей (мощностью 170 и 204 л. с.) и трех бензиновых (от 156 до 306 л. с.), в России машины появятся в июле.

Новое купе Aston Martin Virage заполнит нишу между DBS и DB9, сочетая, по словам производителя, спортивные технологии DBS и комфорт DB9. 12-цилиндровый двигатель Virage выдает 490 л. с. по сравнению с 477 л. с. у DB9 и 517 л. с. у DBS.

На стенде Hyundai приковывал внимание автомобиль, который можно было бы счесть концептом, если бы уже не было известно, что это серийная машина. Hyundai Veloster – автомобиль четырехдверный, но с уникальной конфигурацией: со стороны водителя – дверь одна, со стороны пассажиров – две полноценные двери, плюс дверь в 320-литровый багажник. Задние окошки Veloster – асимметричные: там, где дверь, – побольше, и это придает автомобилю еще больше шарма. Но новинка Hyundai еще и функциональна не в ущерб дизайну: колесная база – 2,65 м, доступ на задние сиденья – без проблем. Продажи Veloster начинаются в 2011 г., но в Россию в этом году автомобиль поставляться не будет.

«Россия войдет в десятку крупнейших рынков для Rolls-Royce»

Торстен Мюллер-Отвос, генеральный директор Rolls-Royce Motor Cars

– Поздравляю вас с абсолютным рекордом продаж в 2010 г.: 2711 Rolls-Royce по сравнению с 1212 машинами в 2009 г. За счет чего вам удалось этого добиться? – В первую очередь благодаря нашей новой модели Ghost, которую мы представили в январе прошлого года. Во-вторых, мы видим, что экономика возрождается, особенно в России. И мы немедленно это видим в сегменте машин «суперлюкс». Третья причина в том, что мы расширяем нашу дилерскую сеть на глобальном уровне. – Когда вы запустили Ghost, ваш предшественник Том Пурвс говорил мне, что пропорция между моделями Ghost и Phantom должна быть в районе 2000 и 1000 машин. Какова она оказалась в реальности? – Приблизительно такой и оказалась, он был прав в своих оценках. По прошлому году мы видим, что Phantom по-прежнему очень сильный бизнес. Потому что Phantom – это особая категория автомобилей. У нас есть много клиентов, которые признают только самое лучшее, а Phantom – лучший. – Почему вы решили построить Rolls-Royce на электротяге? – Когда я в прошлом году возглавил Rolls-Royce, у нас на совете директоров была очень большая дискуссия, каково будущее Rolls-Royce и в каком направлении нам стоит двигаться. Я лично и совет директоров думаем, что Rolls-Royce Motor Cars должен оценить перспективы альтернативных силовых установок. Вы не можете оценить это, просто разговаривая с клиентами о том, что они об этом думают и какие двигатели предпочитают. У нас настолько особенные покупатели, что классические маркетинговые исследования практически не работают. В апреле прошлого года мы решили построить экспериментальный тестовый электромобиль. И теперь наши клиенты могут оценить его в реальных условиях, за рулем, и мы можем обсуждать, какое решение более многообещающее – электродвигатель, гибрид, гибрид на подзарядке... Я пока не знаю. Но к концу следующего года тесты будут закончены, и мы решим, каковы будут наши следующие шаги. – И каковы первые отклики на электрический Rolls-Royce 102EX? – Хорошие. Я бы даже сказал – очень хорошие. Хотя машину пока никто не водил. Но есть и критики, которые говорят, что это не соответствует имиджу бренда и что подзаряжать [такую] машину недопустимо, что автономность запаса хода мала... Но это электромобиль – со всеми его достоинствами и недостатками. И нам очень интересно услышать от наших клиентов, подходит им это или нет. Потому что, перед тем как инвестировать в разработку альтернативных технологий, я хочу точно знать, что это будет востребовано. – То есть вы будете предлагать вашим клиентам ездить на этой машине? – Да. Очень многим из них. – В Россию ее привезете? – Как раз сейчас мы обсуждаем с нашими дилерами расписание и точный маршрут, по которому она отправится. Мне бы очень хотелось привезти ее в Москву. – А что вы вообще думаете про российский рынок? Он уже в десятке крупнейших для Rolls-Royce? – Это один из самых быстрорастущих рынков для нас, наш [единственный в России] дилер в Москве в прошлом году сработал отлично – продал около 40 машин. Но потенциал рынка гораздо больше. Мы сейчас думаем про открытие дилерских центров в других городах – Калининграде, Санкт-Петербурге. Россия пока не в десятке для Rolls-Royce, но мы ожидаем, что это произойдет в этом году.-