Сегодняшнее лицо литературы

«Журнальный зал» – крупнейшая онлайн-библиотека толстых журналов – в марте празднует 15-летие

Интернет-проект «Журнальный зал» (ЖЗ) объединяет разнонаправленные, иногда враждующие между собой толстые литературные и гуманитарные журналы в единое культурное пространство, представляя их как целостное и значимое явление нашей жизни. О жизни ЖЗ «Ведомости» побеседовали с куратором проекта Сергеем Костырко

– Что за эти 15 лет изменилось в жизни ЖЗ?

– Самым важным считаю окончательное обретение нами концепции своего проекта. И не на уровне идеи, а в повседневной практике. В 1996 г. мы начинали на ощупь. Русский литературный интернет состоял тогда из двух-трех десятков сайтов. И первой нашей задачей было освоение нового информационного пространства для нужд «бумажной» литературы. Мы тогда активно росли вширь. К началу 2000-х, когда интернет уже представлял из себя гигантскую библиотеку, мы окончательно определили для себя, чем занимаемся: структурированием пространства современной литературы.

– Звучит красиво, но что это значит?

– Это значит, что только журнал может позволить себе опубликовать неизвестного еще автора, опубликовать новый в эстетическом отношении текст. Только журнал при выборе текста руководствуется исключительно вопросами его художественной и интеллектуальной достаточности. Издательства вынуждены сочетать эти критерии с вопросами коммерческих перспектив издаваемых текстов. Соответственно, происходящее сегодня в толстожурнальной литературе – это и есть сегодняшнее лицо нашей литературы, которое для широкой публики и для книжного рынка станет лицом нашей литературы только завтра или послезавтра. Словом, в основе концепции ЖЗ попытка перенести в сеть те функции, которые выполняют сегодня толстые литературные журналы в литературе.

– На чьи деньги существует проект?

– ЖЗ содержится на средства некоммерческой организации «Русский институт». При этом ЖЗ, числясь юридически в ее структуре спецпроектом «Русского журнала», в деятельности своей абсолютно свободен, за эту свою независимость мы очень благодарны «Русскому журналу».

– Сколько у вас посетителей сегодня?

– В ЖЗ ежедневно заходит 15 000–16 000 посетителей. Соответственно, в месяц – где-то более 400 000. Цифра серьезная, если сравнить ее с нынешними тиражами толстых ежемесячных журналов в 2000–5000 экземпляров. В первые годы нас читали исключительно сетевые литераторы, потом просто литераторы, сейчас, судя по откликам в блогах, читают независимо от профессии и возраста. Аудитория наша растет без рывков и без спадов. И надеемся, что рост этот не прекратится.

– ЖЗ удобен, но не кажется ли вам, что журналы должны как-то выражать свою благодарность за попадание в него: вы же отчасти за них делаете их работу – выкладываете их тексты в правильном контексте?

– Тут трудно определить, кто кого должен благодарить: журналы – благодарить ЖЗ за возможность расширить свою аудиторию или ЖЗ должен благодарить журналы за возможность выставлять на своих страницах подготовленные ими тексты, на уровне которых, собственно, и держится его репутация. Но в нашей ситуации разделение на ЖЗ и на журналы искусственное – «мы» и «они» представляем одно целое. ЖЗ – это прежде всего представительство в сети толстых журналов. ЖЗ управляется советом, в который входят редакторы восьми толстых журналов, когда-то основавших ЖЗ, и его ведущие (менеджер Татьяна Тихонова и ваш покорный слуга).

– Вы инсайдер и участник процесса, и все же – как вы оцениваете эксперимент «Нового мира» с продажей электронного варианта журнала?

– Толстые журналы сегодня попали в клещи. С одной стороны, отсутствие открытой электронной версии журнала в сети означает выпадение его из реального литературного процесса, чего мы себе позволить не можем. Не для того работаем. А с другой стороны, сеть отучает людей покупать журнал, а журналы-то как раз существуют на деньги от продажи бумажных книжек (никакой государственной и прочей поддержки «Нового мира», как и большинства толстых журналов, нет, и сказать при людях, сколько получают в этих журналах сегодня редакторы, просто неприлично). И при этом именно на нас – а куда денешься? – лежит ответственность за дальнейшее существование журнала. Вот что заставило нас обустроить отдельный сайт «Нового мира», на котором мы продаем электронную версию свежего номера, перед тем как она появится в открытом доступе в ЖЗ. Пока это действительно эксперимент, взять хотя бы стоимость номера в 30 руб. Мы еще только приучаем нашего потенциального покупателя к такой возможности. Ежемесячное количество покупателей исчисляется пока десятками. Но мы не намерены останавливаться: слишком много сил мы вместе с компанией «Инлайн» вложили в его создание. И потом: журнальная работа приучила нас быть бегунами на длинные дистанции. Очень надеемся, что придет время, когда наши усилия оправдаются.