Смотри, читать не надо

«День печати» – выставка о красоте газетного листа, даже из его обрывков получается искусство. И об искусстве, для которого любой материал ценен

Джакометти, Родченко, Сенькин, Елкин, Кабаков, Аввакумов, анонимы и Гарри Хилл – это только часть списка художников, чьи произведения составляют выставку «День печати» в галерее «Проун». Объединены эти именитые и безымянные, разминувшиеся в истории, географии и взглядах на искусство формальным признаком – делали работы, используя печатные листы и книжные томики.

В основном в дело шли газеты – этот материал весь прошлый век был доступен каждому, у любого под рукой и пользуем в самых прозаических жизненных случаях. И именно в начале ушедшего века традиционная картина была десакрализирована, разрушена, возникли различные коллажи и ассамбляжи, на холст стало возможным прилепить что угодно, а можно было и вовсе обойтись без холста, заменив его все тем же подручным газетным листом.

Галерейная выставка, основанная на частных собраниях, естественно, исследование феномена коллажа провести не могла. Задача была, как объясняла куратор Марина Лошак, чтобы не скучно смотреть было. Так и получилось, хотя грязно-желтые старые газеты – не мрамор, красоты в них мало. Однако что-то в этих тертых жизнью листах есть, даже в обрывках, раз выставку они держат. Возможно, наш глаз так натренирован вглядываться в напечатанные буквы, пытаясь что-то в них вычитать, что не может это занятие оставить, даже когда оно заведомо бессмысленное.

Среди ожидаемых экспонатов, изящных коллажей французских модернистов, динамичных – советских конструктивистов, издевательских – соц-артистов и путаных – концептуалистов (Кабаков дан в видеокопии, Монастырский – в объекте), на выставке можно обнаружить нечто для нас неожиданное. Например, изящные листы чешского парижанина Адольфа Хофмайстера, в героях у него Кафка, Макс Эрнст и Марк Шагал.

Но главный герой на выставке – Ленин. Благодаря конструктивистским коллажам 20–30-х годов и разбавляющим их пафос антисоветским изошуткам Михаила Гробмана. Так, переходя от изящного к остроумному, от эстетского к грубому, видишь, сколько пользы искусству принесли старые газеты.

В наши дни, когда тиражи бумажной прессы убывают, газетный лист теряет свое прямое назначение. Но есть надежда, что порванный на кусочки, сложенный, склеенный и разрисованный он останется материалом искусства.