Акционеры ТНК-BP еще повоюют

Стокгольмский арбитраж заблокировал сделку ВР и «Роснефти». Но его решение не окончательное: ВР, ААР и «Роснефть» готовятся к подаче новых исков

Мы невроза не испытываем» – так прокомментировал вице-премьер и глава совета директоров «Роснефти» Игорь Сечин (цитата по ИТАР-ТАСС) решение стокгольмского арбитража, запретившего госхолдингу создавать стратегический альянс с ВР. Мириться с поражением «Роснефть» не намерена. «Компания взвесит, по чьей вине произошел срыв [сделки с ВР], и будет реагировать адекватно», – предупредил Сечин. «Определенные убытки уже идут, и партнеры об этом знают», – отметил он. Точный объем потерь от срыва сделки с ВР «Роснефть» еще не оценила, говорит ее представитель.

В «Роснефти» не исключают подачи исков с требованием компенсации потерь к ВР или консорциуму «Альфа» – Access – «Ренова» (ААР), но дальнейшие шаги могут быть предприняты и в «иной форме», предупредил Сечин. В какой именно, будет решено после 7 апреля, когда арбитраж вынесет окончательный вердикт.

В четверг стокгольмский арбитраж признал, что сделка «Роснефти» и ВР (создание стратегического альянса и СП для работы в Арктике, а также обмен акциями – 5% ВР на 9,5% «Роснефти») противоречит условиям акционерного соглашения ВР и ААР по ТНК-ВР. В первоначальном виде договоренности с «Роснефтью» не могут быть реализованы, признает представитель ВР. Британский холдинг намерен просить разрешения арбитража реализовать сделку «частично» – обменяться с «Роснефтью» акциями без создания стратегического альянса.

Если суд поддержит ВР, ААР будет оспаривать это решение, говорит близкий к консорциуму источник. Правда, акционерному соглашению с ААР обмен акциями ВР и «Роснефти» не противоречит: документ разрешает владельцам ТНК-ВР скупать акции третьих компаний. Но только в том случае, если вложение носит инвестиционный характер, а доля ограничена 20%, поясняет он. Британскому холдингу будет сложно доказать суду инвестиционный характер этой сделки, считает он: «Нефтяные компании не вкладывают друг в друга по $8 млрд, просто чтоб заработать на росте стоимости акций».

В 2006 г. ВР уже инвестировала в бумаги «Роснефти»: в ходе IPO компания купила 1,4% госхолдинга за $1 млрд. В кризис бумаги подешевели почти на 70%, признает аналитик «Инвесткафе» Григорий Бирг, но сейчас акции отросли: +25% к цене размещения. Правда, дивидендная доходность бумаг «Роснефти» – одна из самых низких в российской нефтянке, отмечает Бирг: всего 1% против 12% у ТНК-ВР и 8% у «Башнефти».