Вектор


В конце этой недели на российском рынке связи может появиться новый участник – объединенный «Ростелеком». Инвесторы ломают голову, вкладываться ли в его акции. Несколько факторов позволяют надеяться по крайней мере на кратковременный рост стоимости. Во-первых, акции нового «Ростелекома» наверняка будут включены в авторитетный индекс MSCI, учитывая как значимую капитализацию компании (ориентир – не менее $14 млрд), так и приличный free-float (более 40%). Во-вторых, «Ростелеком» обещает пройти листинг на Лондонской фондовой бирже, что сделает его акции еще более ликвидными. В-третьих, у «Ростелекома» не много конкурентов в борьбе за деньги фондов, интересующихся российским рынком: единственная альтернатива – МТС, указывает аналитик «Уралсиба» Константин Чернышев. «Мегафон» – непубличная компания, а Vimpelcom Ltd., объединившись с Wind Telecom, фокусируется уже не только на России с Украиной, но и, например, на Италии. Наконец, «Ростелеком» рассчитывает стать консолидатором российской телекоминдустрии, приобретая активы в разных сегментах рынка. Однако эффект от приобретений может быть неоднозначным: практически все активы, выставленные на продажу, стоят дорого.

Нет сил на рост

На минувшей неделе начались торги нефтью на внутреннем рынке с поставкой в апреле. Как сказано в обзоре «ИнфоТЭКа», цена в течение трех последних дней держалась на стабильном уровне: 10 800–11 100 руб./т на западносибирских узлах учета и 11 200–11 500 руб./т в Татарии. Специалисты «ИнфоТЭКа» объясняют это тем, что впервые за последние несколько месяцев в период торговли нефтью на российском рынке мировая цена сырья держится на одном уровне – около $115,5 за баррель. Складывающиеся цены немного превышают те, по которым прошли мартовские поставки (в среднем 10 850 руб./т). Так что в апреле нефтепродукты вряд ли подорожают. Тем более что в начале месяца Федеральная антимонопольная служба начнет рассматривать дела в отношении трех нефтяных компаний – «Лукойла», «Роснефти» и «Газпром нефти», которые подозревает в необоснованном завышении цен на топливо в начале года. В этих условиях в компаниях отказываются обсуждать даже гипотетическую возможность дальнейшего роста цен.

И в цене, и в принципе

В феврале совокупный капитал российских банков снизился почти на 5%, или более чем на 170 млрд руб., подсчитал аналитик БКФ-банка Максим Осадчий. Такого не было даже в разгар кризиса (тогда капитал за месяц не снижался более чем на 1%), отчасти благодаря государству, поддержавшему банки субординированными кредитами. Теперь же тон задает ВТБ, капитал которого уменьшился на 167 млрд руб., в основном из-за покупки 46,5% акций Банка Москвы. Она обошлась ему в 92,8 млрд руб., а вложения в акции других банков кредитные организации должны вычитать из собственного капитала. С учетом блокпакета в Столичной страховой группе (которой принадлежит 17% акций Банка Москвы) ВТБ и вовсе потратил 103 млрд руб. (остальное уменьшение произошло по статье «дополнительный капитал», ВТБ объясняет это особенностями бухучета). Но у госбанка большой запас прочности. Его норматив достаточности капитала (отношение капитала к активам с учетом их риска) снизился за месяц с 23 до 16% при установленном ЦБ минимуме 10%. Но если оставшиеся акции Банка Москвы ВТБ будет выкупать по схожей цене, да еще без существенного увеличения собственного капитала, его норматив может достичь критического уровня. Ведь тогда его капитал может опуститься ниже 300 млрд руб., тогда как активы сейчас превышают 3 трлн руб. Это может быть весьма серьезным мотивом (помимо нежелания переплачивать) для того, чтобы не делать оферту другим акционерам Банка Москвы во главе с его президентом Андреем Бородиным.

Начнет за здравие

Конкуренция форматов

Основатель «Магнита» Сергей Галицкий как-то сказал, что, мол, Walmart для российской розницы – как Дед Мороз: каждый год приходит, а между тем есть масса других международных компаний, не менее достойных уважения. И тем не менее некоторые шаги российских розничных компаний больше всего хочется сравнить именно с Walmart. Галицкий объявил, что «Магнит» рассчитывает до конца года открыть не меньше 200 магазинов формата «дрогери» – там можно купить косметику, парфюмерию, бытовую химию, предметы гигиены и т. п. Первый такой магазин – в порядке эксперимента – открылся в декабре в Новороссийске.

Лидеры российской розницы борются уже не только друг с другом (например, X5 недавно объявила о намерении активно взяться за развитие в небольших городах – на том самом поле, где успешнее всех «Магнит»), но и с ритейлерами с «соседних» полей: у X5 есть опцион на выкуп аптечной сети, у «Магнита» – амбиции в формате «дрогери». И в этом они очень похожи на Walmart: в магазинах крупнейшего в мире ритейлера можно найти едва ли не все – от игровых приставок до мебели. С такими аппетитами, как у лидеров российской розницы, в регионах им делить скоро будет нечего. Вот и диверсифицируются.