Электронный путеводитель

Геоинформационные сервисы (ГИС) на глазах превращаются в отдельную отрасль электронной коммерции. Цифровые карты интегрируются в социальные сети, навигация стала практически обязательным сервисом для мобильных операторов. А по информационной насыщенности подробные тематические карты уже превосходят иной текстовый путеводитель

Сам «Яндекс», по ее словам, в последний год улучшал и обновлял мобильные «Яндекс.карты» для всех основных платформ, а вдобавок договорился с сотовыми операторами (МТС, «Вымпелкомом» и «Мегафоном») о бесплатности трафика на «Яндекс.картах».

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)

На прошлой неделе Google запустила в России новую услугу — навигацию для смартфонов под управлением операционной системы Android. Смартфон с GPS-навигатором, подключенный к интернету, соединяется с Google Maps — и превращается в полноценный навигатор: он прокладывает вам маршрут по городу, корректирует ваши перемещения голосовыми командами и т. п. Никакого дополнительного софта грузить на него не нужно. Пока сервис работает в Москве и Московской области, но распространится и на другие регионы России, обещает менеджер по продуктам Google Борис Хвостиченко.

Навигация — не единственное картографическое новшество Google за последнее время. В 2010 г. компания создала карту пробок (актуальна пока для Москвы, Петербурга и Нижнего Новгорода), открыла Hotpot — сервис, позволяющий рейтинговать нанесенные на карту объекты, обмениваясь информацией с другими пользователями. Причем если вы выставляете рейтинг ресторану и добавляете отзыв о нем, то затем поисковик Google станет подсказывать вам новые рестораны с учетом ваших предпочтений и рекомендаций, полученных от друзей.

Сейчас каждый пятый телефон (по данным «Яндекс.маркета») имеет встроенный GPS-модуль, а размер его экрана достаточен, чтобы ориентироваться по карте. Добавьте к этому постепенное удешевление мобильного интернет-доступа — и получите тенденцию: использование картографических сервисов становится все более «мобильным», говорит руководитель отдела маркетинга контентных сервисов «Яндекса» Елизавета Хоботина.

Карты по интересам

Просто так взять и начать выпускать карты вы не сможете — это запрещено законом, напоминает руководитель навигационного проекта «Прогород» компании «Сидиком навигация» Александр Буянов. Для создания карт необходимы минимум две лицензии: одна — на картографическую деятельность, другая — на геодезическую. К тому же создание качественных карт — очень затратное дело, говорит он. Зато приложения на базе уже готовых карт могут разрабатывать все желающие. Такие сервисы востребованы и разрабатывать их несложно — можно воспользоваться открытым API-интерфейсом карт Google и создать приложение, которое будет использовать карты Google как картографическую подложку, рассказывает Хвостиченко.

На конгрессе дистрибутора ПО для создания электронных карт Esri, прошедшем в Сан-Диего летом 2010 г., были представлены десятки подобных тематических карт: гиды по футбольным стадионам и спорт-барам, планы наиболее криминогенных районов городов, карты самых аварийных участков автодорог и т. п. Кстати, на этом конгрессе приз «За особые достижения в сфере ГИС» впервые получила российская разработка — кадастровая карта России, созданная Росреестром (на тот момент она охватывала 17 регионов России, сейчас на нее нанесено уже 36 субъектов Федерации).

Сервисы, помогающие пользователям создавать картографические приложения, вообще бурно развиваются. Еще в апреле 2010 г. заработала «Народная карта «Яндекса», где пользователи сами рисуют объекты на спутниковых снимках. Это позволяет получать наиболее полные и актуальные картографические данные: трети из городов, нарисованных пользователями на «Народной карте», на «больших» «Яндекс.картах» не было вовсе, рассказывает Хоботина.

Призрачная монетизация

В 2010 г. рынок геоинформационных услуг (геодезия, аэрофотосъемка, разработка привязанных к картам приложений и др.) вырос примерно на 20% до $1 млрд, считает заместитель гендиректора Esri CIS Сергей Щербина. Сколько зарабатывают на ГИС заказчики этих сервисов (поисковые системы, операторы сотовой связи и др.), участники рынка оценить затрудняются. Когда есть бесплатные сервисы, люди не готовы отдавать деньги за их платные аналоги, даже если они будут более качественными, констатирует Буянов. Поэтому монетизация навигационных сервисов возможна исключительно за счет рекламы — так происходит и в России, и за рубежом, говорит он. Сервисы Google или «Яндекса» бесплатны для пользователей, а прибыль приносит только реклама, соглашается Буянов.

«Яндекс» в этом году начал монетизировать свой картографический сервис — и как раз с помощью рекламы: с января 2011 г. он продает геотаргетированную рекламу, привязанную к конкретным объектам. Компания предложила офлайн-бизнесу новый способ выделиться среди других организаций на «Яндекс.картах» и привлечь дополнительных клиентов. Гендиректор «Яндекса» Аркадий Волож прогнозировал, что на «Яндекс.картах» могут появиться сведения примерно о 10 млн компаний и 10% из них могут стать рекламодателями.

Возможно несколько вариантов монетизации ГИС, говорит пресс-секретарь «Вымпелкома» Анна Айбашева. Первый — взимание абонентской платы за геотаргетированные знакомства, отслеживание местоположения объектов (оператор предоставляет корпоративным клиентам услугу «Автомониторинг») и др. Второй путь — оплата трафика данных, который генерируют пользователи ГИС. Но в 2010 г. «Вымпелком» предоставил абонентам бесплатный доступ к «Яндекс.картам», объяснив это лояльностью к целевой аудитории «Яндекса».