Накачали миллиарды

Растущая популярность смартфонов, планшетов и других мобильных устройств дает мощный толчок развитию рынка приложений – программ, которые можно запускать на этих девайсах. Уже сейчас он оценивается в миллиарды долларов, и это только начало

Магазины приложений

Nokia OviStore: открыт в мае 2008 г. Доступно более 25 000 приложений. Оборот за 2010 г. – $105 млн (+719,4%), доля рынка – 4,9% Apple AppStore: открыт в июле 2008 г. Сейчас в нем 350 000 приложений, за все время скачано 10 млрд копий. Оборот за 2010 г. – $1,78 млрд (+131,9%), доля рынка – 82,7% Blackberry AppWorld: открыт в апреле 2009 г. Доступно около 18 000 приложений. Оборот за 2010 г. – $165 млн (+360,3%), доля рынка – 7,7% Google Android Market: открыт в октябре 2010 г. Доступно более 200 000 приложений. Оборот за 2010 г. – $102 млн, доля рынка – 4,7% Windows Phone 7 Marketplace: открыт в октябре 2010 г. Доступно более 10 000 приложений Источник: IHS Screen Digest February 2011

Продажи смартфонов растут гораздо быстрее, чем обычных телефонов. Даже в кризисный 2009 год, когда продажи простых мобильников упали на 0,9%, пользователей «умных телефонов» стало, по подсчетам Gartner, на 41,1% больше. А в прошлом году их число выросло на 72,1% (304 млн), тогда как рост в сегменте простых мобильников составил 31,8%.

Одно из основных отличий смартфона от телефона – возможность устанавливать на него приложения сторонних разработчиков: офисные и развлекательные программы, игры, цифровые книги и СМИ, карты и т. д. Как подсчитала Wireless Intelligence, владельцы смартфонов тратят на использование приложений больше времени, чем на разговоры по телефону, – 667 минут в месяц против 531. И даже больше, чем на интернет-серфинг (422 минуты). А выход планшетного компьютера iPad в 2010 г. породил еще один бум – бум планшетников, едва ли не основное предназначение которых – работа с разнообразными приложениями. Вслед за Apple планшеты на операционной системе Google Android выпустили Samsung, Lenovo, Toshiba, Archos и др.

Все это дает основания для оптимистических прогнозов развития рынка приложений. Аналитики Forrester Research подсчитали, что в 2010 г. продажи приложений для смартфонов составили $1,9 млрд, а для планшетов – $300 млн. А к 2015 г. этот рынок вырастет почти в пять раз до $37,5 млрд.

Игра на миллион

Только для iPad уже создано, по данным Apple, более 60 000 приложений. Как продавать этот гигантский объем софта?

Самой успешной пока считается модель той же Apple, предложившей разработчикам приложений продавать их через онлайн-магазин AppStore. Именно на ее платформе iOS появились первые «звездные» приложения, принесшие разработчикам миллионы долларов. Возможно, самый известный пример – игра Angry Birds. Историю про птиц, рассерженных вороватыми зелеными свиньями, придумала в 2009 г. Rovio Mobile (создана группой финских студентов). Angry Birds быстро вышла в топ рейтинга AppStore и до сих пор его не покидает. На днях Rovio Mobile объявила, что Angry Birds преодолели отметку в 100 млн скачиваний, что принесло Rovio десятки миллионов долларов.

Прошлой осенью Rovio выпустила версию Angry Birds и для платформы Android, причем бесплатную. Позволить себе такую щедрость компания смогла после того, как стала продавать рекламу внутри этой игры – по $1 млн в месяц.

Игры вообще один из самых быстрорастущих сегментов рынка приложений: по данным Pew Internet, в них играет 60% пользователей смартфонов. А Juniper Research прогнозирует, что к 2015 г. продажи игр вырастут в 1,8 раза до $11 млрд.

Россия – родина софтов

В прошлом году «пять минут славы» досталось и российским разработчикам игр. В топ рейтинга AppStore попала игра Cut the Rope, созданная компанией Zeptolab Ефима и Семена Войновых. За первые же 10 дней посетители AppStore скачали ее 1 млн раз! Сюжет Cut the Rope бесхитростный: игроку нужно обрезать веревки так, чтобы висящий на них леденец попал в рот зеленому монстру по имени Ом Ном. Это не помешало Британской академии кино и телевидения назвать Cut the Rope лучшей игрой для портативных устройств. По словам Ефима Войнова, ее скачали более 6 млн человек. А продавцы могли заработать, по оценке Forbes, не менее $6 млн.

Не все эти деньги достались Zeptolab: 30% доходов от продаж через AppStore забирает Apple. А от оставшейся суммы 50–70% уходит издателю (в случае с Cut the Rope это была компания Chillingo), объясняет основатель другого разработчика игр – Game Insight Алиса Чумаченко.

Верхние строчки рейтинга AppStore доставались и играм G5 Entertainment – шведской компании с российскими корнями. Главная тенденция сейчас – замена персонального компьютера, стоящего на столе, на переносное устройство, говорит исполнительный директор G5 Влад Суглобов. Смартфонов в мире будет больше, чем персональных компьютеров, уверен он.

В лучшем случае 10% разработчиков отбивают вложения, считает директор по развитию бизнеса Unreal Mojo (разработчик приложений для iOS и Android) Алекс Пацай. Те же Angry Birds восемь лет шли к успеху, замечает он. Инвестиции в разработку приложения, по оценке Пацая, колеблются от символических $500 до $100 000, причем приложения под iOS обходятся дороже, чем под Android: у Apple более высокие требования.

Производитель казуальных игр Alawar ориентируется на Android Market, где конкуренция за первые места пока меньше, чем в Apple AppStore, рассказывает основатель Alawar Александр Лысковский. Alawar начала создавать версии игр для мобильных платформ два года назад, сейчас они приносят компании около 1/3 выручки. Alawar рассчитывает на рост популярности платформы Android, ведь приложения для нее продаются в нескольких каналах сразу, а не через один, как в случае с iOS. Один такой канал запустила недавно МТС. По словам ее пресс-секретаря Ирины Осадчей, онлайн-магазин МТС насчитывает более 7000 приложений и оплатить их можно прямо со счета абонента. Легкий способ оплаты может стимулировать рост российского рынка приложений, объем которого к 2013 г. МТС оценивает в $150 млн.

Android или iOS?

Развитие новых каналов продажи приложений, таких как AppStore или Android Market, ставит под угрозу бизнес контент-провайдеров, делавших ставку на распространение услуг через сети мобильных операторов, указывает управляющий директор i-Free Кирилл Петров. Сама i-Free разворачивает бизнес в сторону создания приложений нового типа, в основном развлекательных, и мобильной коммерции.

У «Яндекса» пока не все сервисы поддерживаются платформами Android и iOS, но руководитель отдела портальных и мобильных сервисов компании Тигран Худавердян обещает это исправить. Пока доход приносят только два приложения – «Мобильный Яндекс» (версия поисковика для смартфонов) и «Яндекс.маркет» (поиск по магазинам), в которых продается контекстная реклама.

Game Insight Алисы Чумаченко изначально разрабатывала игры для социальных сетей, но тоже взялась за мобильные приложения. Приоритетами Чумаченко называет и Android, и iOS, но больше рассчитывает все-таки на платформу Google: она уже установлена на большом количестве сравнительно недорогих устройств.

Но основные деньги пока приносит продажа приложений для iOS, утверждает Пацай из Unreal Mojo. Телефоны, за счет которых растет доля Android, не всегда имеют даже функцию доступа к сервисам Google, да и приложения для Android чаще всего бесплатные: разработчики пытаются возместить расходы, внедряя в приложения рекламу, объясняет Пацай. Но можно зарабатывать и на модели free-to-play – микротранзакциях в играх, отвечает Чумаченко: платформа iOS уже позволяет их совершать, Android откроет эту возможность 18 мая.

Разработать и выпустить в продажу приложение для Android проще, считает разработчик Максим Петров. Но по этой же причине в Android Market много некачественных программ. Сам Петров летом 2010 г. разработал музыкальный плейер PowerAMP, ставший хитом продаж в Android Market: по данным Distimo, он находится на первом месте в топе платных приложений этого магазина. За все время PowerAMP скачали 2,7 млн человек, но платной версией плейера пользуются, по словам Петрова, только 150 000.