Volkswagen застрял в Казани

Урегулирование кризисных проблем с не выданными покупателям автомобилями обошлось марке Volkswagen более чем в 200 млн руб. Казанская компания «Нур-авто» до сих пор не вернула автоконцерну долг за 137 автомобилей, переданных клиентам в 2009 г.

Volkswagen в 2008 г. поставил своему казанскому дилеру – компании «Нур-авто» и ее аффилированным структурам 137 автомобилей на условиях коммерческого кредита: по стандартной схеме работы с партнерами. В 2009 г. разгорелся скандал: выяснилось, что «Нур-авто» собрала с покупателей деньги за эти машины, но «Фольксваген груп рус» (ФГР) средства не перечислила, а сами машины покупателям передала лишь частично и без ПТС. ФГР выдала все машины и ПТС покупателям и стала дожидаться денег от дилера, но не может получить их до сих пор, рассказал «Ведомостям» руководитель марки VW в России Франк Виттеманн. ФГР требует от структур «Нур-авто» и их владельца Маннафа Сагдиева в общей сложности более 204 млн руб., уточняет он.

ФГР получила судебные решения о взыскании со структур «Нур-авто» и лично с Сагдиева всех этих средств, говорит Виттеманн. Иск к «Нур-авто» о взыскании 139,4 млн руб. за поставку на условиях коммерческого кредита 97 автомобилей Volkswagen, запчастей и других услуг, ФГР выиграла в феврале 2010 г. в Арбитражном суде Москвы (решение есть в базе суда). Кроме того, по этому и по другим контрактам – на поставку 40 автомобилей, запчастей и по предоставлению коммерческого кредита на сумму более 48,6 млн руб., а также по оказанию услуг на 16,6 млн руб. – Сагдиев поручался лично, поэтому ФГР еще в ноябре – декабре 2009 г. получила в Калужском районном суде Калужской области решения о взыскании этих сумм. По одному из дел в качестве обеспечительной меры Сагдиеву запрещен выезд из России (копия решения есть у «Ведомостей»).

В октябре 2009 г. представитель «Нур-авто» говорил «Ведомостям», что компания рассчитывает получить в банке кредит и до конца 2010 г. расплатиться за машины. Наиль Сагдеев, занимавший пост гендиректора «Нур-авто» последние несколько лет, во вторник сообщил «Ведомостям», что ушел из компании, и от других комментариев отказался. В Казани работает центр «Нур-сервис», официальный дилер марки Skoda, также входящей в ФГР, но у Volkswagen нет подтверждения, что эта структура связана с «Нур-авто», говорит представитель марки. Связаться с Сагдиевым не удалось. В приемной директора «Нур-сервиса» соединить с руководством компании отказались.

Несмотря на то что Сагдиев неоднократно обещал ФГР урегулировать задолженность, никаких денег от него компания так и не получила, говорит Виттеманн. В октябре 2010 г. в отношении «Нур-авто» и «Нур-авто 2» по иску кредиторов была введена процедура наблюдения. ФГР опасается, что не сможет контролировать процесс, в результате которого из компании могут быть выведены последние активы, продолжает Виттеманн. Знакомый Сагдиева сказал «Ведомостям», что вопрос о долге должен быть урегулирован в ходе банкротства.

Основным владельцем «Нур-авто» считается Сагдиев, основатель группы «Нур», занимающейся в Татарстане различными видами бизнеса. Его долгое время считали приближенным к Рустаму Минниханову, нынешнему президенту. В группу «Нур» входило ООО «Нур-1» (дорожно-строительное производство), ООО «Гранташ» (обработка камня и гранита), ООО «Нур-агро», торговый дом «Нур», ООО «Казань соль», ЗАО «Карьероуправление+», ООО «Альдермышский молочный завод» и др.

«Нас очень удивило, что бизнесмен, реализующий очень важные для республики проекты, недобросовестно поступает по отношению к нашей компании», – признается Виттеманн. Он вспоминает, что во время кризиса серьезные проблемы возникли у нескольких дилеров VW в разных регионах России, но со всеми кроме «Нур-авто» сейчас ситуация урегулирована. В 2009 г. ФГР объявила, что проблемы с выдачей оплаченных машин есть у шести его дилеров, включая «Нур-авто», и пообещала выдать все машины покупателям. По данным источника в группе, речь тогда шла более чем о 450 автомобилях.