Страстно, не по-нашему

Испанские художники нашего времени, судя по выставке «Вымысел и реальность», используют интернациональный язык современного искусства только для красочных высказываний
Фотопортреты Пьера Гоннора очень серьезны/ С. Портер

В Московском музее современного искусства не было, кажется, такой приятной для глаза выставки современного искусства. Живопись, фотографии, видео, инсталляции, рисунки – среди произведений, занявших залы особняка на Гоголевском бульваре, нет ни одного антиэстетического, эпатирующего, смешного или жертвующего внешним видом ради внутреннего содержания. Что не только не редко, а просто обязательно на выставках немецких, американских, китайских, не говоря уж о русских, редко аккуратных, боящихся выпасть в дизайн.

У испанцев даже социальное видео о том, как бросают камни в окна завода уволенные рабочие, снято щегольски и сентиментально (Кристина Лукас), у них и полицейские грузовики, предназначенные для разгона демонстрантов, в благородном танце поливают вечерние улицы (видео Фернандо Санчеса Кастильо). Почти все фотографии выставки по-барочному живописны, монументальны, с метафизическим искажением, даже если на них водопроводные трубы (Пабло Хеновес).

И еще на выставке работ, сделанных только за последние десять лет, редкостно много живописи: абстрактной (Херардо Дельгадо), сюрреалистической (Альфонсо Альбасате), поп-артовской (Хорхе Галиндо) – разной, но непременно яркой.

Куратор Мария де Кораль не поняла вопроса, действительно ли современное испанское искусство тянется к красоте больше, чем к концепции, или так получилось на ее выставке. Искусство на то и искусство, чтобы производить эстетическое впечатление, ну и иметь смысл, ответила дама с состоявшейся международной художественной карьерой.

По одной выставке, собранной на основе коллекции музея Патио Эррериано города Вальядолид, составить представление о современном искусстве Испании невозможно. Но можно позавидовать – оно растет на давно и хорошо ухоженной культурной почве, в солнечном климате, здоровым.