Суть дела: Арена для борьбы

В последнее десятилетие активизировалась деятельность государства по стимулированию развития корпоративной социальной ответственности (КСО) и резко возросло число отчетов о КСО в Китае и России. Пытаясь ответ на вопрос о том, что эта ответственность представляет собой в этих странах, важно определить роль государства.

Российские и китайские компании манипулируют благотворительной деятельностью в стремлении добиться «политического соответствия» и особых возможностей, например, привлечения государственной поддержки или снижения политических рисков. К таким выводам можно прийти, прочитав доклад Института исследования быстроразвивающихся рынков «Сколково» (SIEMS), посвященный сравнению механизмов отношений с государством транснациональных компаний - лидеров КСО в России и Китае. В процессе анализа были исследованы различные формы отношений признанных лидеров КСО с государством, а также разнообразие методов, с помощью которых они ведут благотворительную деятельность.

В последнее десятилетие деятельность в рамках КСО заметно активизировалась, значительно увеличилось количество социальных отчетов. В частности, в Китае в 2009 г. вышло 582 отчета против 169 в 2004 г. В России еще более внушительный рост: в 2006 г., по данным РСПП, социальные отчеты опубликовали всего 50 российских компаний, а по состоянию на январь 2010 г. их было уже 250. В чем причина такого роста и зачем компаниям нужны социальные отчеты?

Может ли государство влиять на КСО?

Транснациональные компании (ТНК) являются легкодоступными объектами для государственного вмешательства и в России, и в Китае: зачастую бизнес-решения принимаются на государственном уровне, государство контролирует жизненно важные для компаний ограниченные ресурсы. Ведение масштабной благотворительной деятельности является удобным способом укрепления личных связей с государственными должностными лицами. Кроме того, зачастую популярными сферами благотворительности оказываются те, в которых существуют концепции, определяемые государством, или доступная государственная поддержка. Все это делает КСО еще одной ареной для борьбы за ресурсы и инструментом давления на компании. Нагнетается ощутимое давление, что доказывает исследование Ассоциации менеджеров России за 2005 г. Оно свидетельствует, что административное давление является главным фактором, стимулирующим компании принимать на себя обязательства КСО.

Куда уходят благотворительные деньги?

Правительство Китая расставляет акценты благотворительной деятельности путем прямого политического воздействия и административных требований, поэтому китайские компании как правило ограничены в выборе социальных инициатив. Большинство проанализированных компаний занимается сокращением бедности в рамках программ помощи малоимущим (с 2002 г. каждому госпредприятию выделен бедный регион для предоставления помощи) и оказывает помощь при стихийных бедствиях (на эти цели выделяется 96% всех средств). Только четыре из четырнадцати компаний, отобранных для анализа (см. врез), указали на другие способы оказания помощи, такие как, например, подписание соглашений с местными органами власти о финансировании проектов восстановления после стихийных бедствий. Только одна китайская компания обсуждает работу своих сотрудников в качестве волонтеров. В России, напротив, демонстрируются самые разные подходы - от реабилитации пострадавших жителей и восстановления промышленных объектов до создания фондов для сбора пожертвований. И это несмотря на то что только четыре компании из отобранных четырнадцати заявляют об участии в помощи при стихийных бедствиях (на эти цели направляется 25% всех средств).

На спорт, искусство и культуру, здравоохранение и помощь инвалидам российские компании направляют в среднем 86% всех средств против лишь 27% в Китае, поскольку государственные органы Китая не располагают принудительным механизмом, который обязывал бы компании заниматься благотворительностью в этих сферах. Тем не менее некоторые компании занимаются этим на добровольной основе, в частности, пять китайских компаний, заявившие о поддержке спорта, осуществляют ее главным образом через спонсирование национальных или международных мероприятий, которые так же активно финансируются государством (типичным примером являются Олимпийские игры 2008 г. в Пекине). Российские компании в этой сфере выбирают разнообразные решения - от строительства стадионов до учреждения фондов для поддержки талантливых спортсменов.

В сфере искусства и культуры, а также здравоохранения вновь наблюдаются различия: только три китайские компании заявляют о спонсировании искусства и культуры, при этом речь идет исключительно об этнической культуре или организации концертов. Для сравнения, тринадцать российских компаний расходуют средства на спонсирование музеев и театров, развитие культурных мероприятий и охрану культурного наследия. Четыре из пяти китайских компаний, занимающихся проблемами здравоохранения и помощью инвалидам, перечисляют пожертвования на лечение слепых детей - против тринадцати российских компаний, занимающихся проблемами здравоохранения, церебрального паралича, глухоты и слепоты. Их деятельность включает предоставление медицинской помощи, поддержку медицинских центров, принятие мер по совершенствованию системы здравоохранения на местном уровне или пропаганду здорового образа жизни среди населения. Проблемам образования и детей уделено равное внимание, проблемы экологии в обеих странах находятся в нижней части списка.

Политический подтекст

Хотя и российские, и китайские компании в основном осуществляют КСО по требованию государства, китайские компании чаще сопровождают свою деятельность в рамках КСО проправительственными выступлениями: все китайские компании в своих отчетах напрямую заявляют, насколько сильно они ценят политические указания государства, высказываются, например, она намерении построить гармоничное общество или соблюдать принципы научного развития. Достаточно популярны общие фразы, например, «построение гармоничного общества имеет значение для нашего бизнеса».

Российские компании, наоборот, редко демонстрируют эмоциональную приверженность направлению или принципам государственной политики. Несмотря на то что российские госорганы также предлагают риторику «модернизации», российские компании не воспринимают заявления о поддержке как само собой разумеющийся способ показать, что они являются законными участниками социальной сферы - одобрение политики государства выражают лишь отдельные представители бизнес-сообщества. Это связано со значительной долей частной собственности в России, и, напротив, преобладанием государственных компаний в Китае. n