В целом: Бизнес – это не только денежный мешок

Бизнес проходит разные этапы своего становления, и благотворительность развивается вместе с ним. Существует такая теория, что это развитие идет в несколько этапов. Сначала бизнес проходит стадию «джунглей»: он, как охотник, бегает за добычей, он ориентирован на быстрый результат. Думать о завтрашнем дне ему пока недосуг – выжить бы сегодня. Понятно, что на этом этапе благотворительность носит абсолютно спонтанный характер, никакой связи с бизнес-задачами не просматривается.

АФК «Система» со своим выбором уже определилась достаточно давно. Мы поддерживаем несколько крупных социальных направлений. Но одно из них волнует нас особенно – это поддержка и выращивание талантов. Надо их не только найти, не только помочь им получить лучшее образование, надо сделать самое главное: создать условия для функционирования талантов именно в нашей стране. И это – как раз подходящая задачка для бизнеса, который идет к стадии «цивилизации».

Акционерная финансовая корпорация «Система»

Инвестиционный холдинг.. Акционеры – Владимир Евтушенков (64,18%), Александр Лейвиман (2,65%), Александр Гончарук (1,88%), 19% торгуются на Лондонской фондовой бирже в виде GDR. Капитализация – $13,2 млрд. Финансовые показатели (US GAAP, девять месяцев 2010 г.): выручка – $20,42 млрд, чистая прибыль – $471,45 млн. Контролирует МТС, «Башнефть», «Ситроникс», «Детский мир», МБРР, индийского оператора Sistema Shyam Teleservices Ltd., «РТИ системы», «Интурист», владеет 49% «Русснефти».

Постепенно бизнес накапливает силы, переходит к стадии оседлости. Это уже – «деревня»: территории завоеваны, забором огорожены, можно начинать пробовать жить в соответствии с более или менее стабильными планами. Деньги тоже становятся плановыми, в том числе и деньги на благотворительные цели. Эти цели бизнес начинает соотносить со своими бизнес-задачами – с задачами PR, HR, GR и IR.

Бизнес продолжает расти, территорий становится все больше, принятие решений – все сложнее, а сами решения уже такие многофакторные, что цена ошибки может оказаться слишком большой. Начинается стадия «города», где все действия подчинены жестким правилам. Те же самые процессы происходят и с благотворительностью. Это уже не просто разовые, пусть и плановые, действия, а стратегические социальные инвестиции. Бизнес начинает соотносить свою благотворительную стратегию с общей стратегией бизнеса, стараясь вложить деньги именно в те области, в которых косвенным образом он может получить отдачу – в поддержку профессионального образования, в социальное развитие регионов своего присутствия. На этом этапе бизнес начинает раздумывает о том, можно ли измерять эффективность благотворительности.

Наконец, бизнес «дозревает» до стадии «цивилизации». Он может и готов влиять на формирование общественных процессов и поддерживать ценности высшего порядка. Не потому, что это модно или «положено», а потому, что это реально его волнует. Он начинает заботиться об экологии, о гуманитарных ценностях. И, соответственно, социальные инвестиции выбирает в тех областях, где действительно создается общественное благо, а не просто обслуживаются, пусть и косвенно, его бизнес-интересы. Он идет в те ниши, которые по какой-то причине оказались «не покрыты» государством и которые не могут, из-за разрозненности и небольшого масштаба, «покрыть» частные благотворители.

Наше место

На каком этапе находится благотворительность в России? Ровно на том же, на каком и бизнес. Кто-то еще проходит стадию «джунглей», кто-то осваивает «деревни», но и «городской» бизнес-культуры уже достаточно. «Джунгли» или «город» – это не оценка, это всего лишь констатация. Она не означает, что деревня – плохо, а вот город – уже лучше. Это просто стадии взросления – как самого бизнеса, так и той благотворительной деятельности, которую он ведет.

Практически весь крупный российский бизнес – это уже так или иначе «город». А кто-то даже находится в диффузной зоне между «городом» и «цивилизацией» и делает титанические усилия, чтобы совершить квантовый скачок из одной стадии в другую. Это очень непростой период: переход от жестких регламентов и процедур к ценностям высшего порядка, когда вроде бы есть и силы, и достаточное количество денег, но существует еще огромная инерция – и внутри самого бизнеса, и в общественной среде, которая зачастую не готова видеть бизнес полноправным партнером в благотворительности. На бизнес порой смотрят так: «Дай денег и отойди». Но бизнес, который доказал свою эффективность в экономике, и в социальных инвестициях тоже нацелен на высокий результат. Потому и хочет вместе с обществом формировать цели для таких инвестиций и заботиться об эффективности этой деятельности. Поэтому скачок к благотворительной «цивилизации» бизнес может совершить только при общественной поддержке.

Куда вкладывать деньги? Какие социальные инвестиции сегодня нужнее? Нет однозначного ответа. Понятно только, что общественный запрос на благотворительные программы пока гораздо выше, чем количество благотворительных денег в распоряжении бизнеса. А пока дело обстоит так, будут и бесконечные дискуссии о справедливости выбора.