Раскинули карты

Metro Cash & Carry начала принимать к оплате банковские карты в надежде повысить лояльность клиентов. Из пятерки крупнейших продуктовых ритейлеров не выбрал партнера для безналичных платежей только Auchan

В сети мелкооптовых гипермаркетов Metro Cash & Carry начали принимать банковские карты, обнаружил корреспондент «Ведомостей», посетив один из магазинов в Москве. С апреля ритейлер запустил эквайринг, подтвердили представители сети, платежных систем Visa и MasterCard, а также банка «Кредит Европа», обеспечивающего эквайринг для Metro C&C.

«В октябре 2010 г. мы запустили пилотный проект по приему карт MasterCard и Maestro в Казани, продолжили его в Санкт-Петербурге и с апреля начали принимать Visa в Москве. До конца апреля банковскими карточками [обеих платежных систем] можно будет расплатиться во всех магазинах сети», – сказала представитель Metro C&C Оксана Токарева. Ритейлер управляет в России 58 гипермаркетами с выручкой 2,93 млрд евро в 2010 г.

«Дочка» германского концерна Metro, работающая в России почти 11 лет, до последнего времени отказывалась от эквайринга из-за «высоких тарифов международных платежных систем», объяснила Токарева. В Европе комиссия банков и платежных систем обычно составляет 0,5% от суммы платежа, а в России она как минимум в три раза выше, говорит представитель сети Auchan Мария Курносова. «Выплата комиссии для нас означает либо снижение рентабельности, либо повышение цен примерно на 1,5–2%», – отмечает она. Российский Auchan – один из последних крупных ритейлеров, не принимающих к оплате никаких карт, кроме специальных кобрендинговых. Ранее директор Auchan в Санкт-Петербурге Пьер Диевар говорил, что сеть начнет принимать карты уже в 2011 г.

X5 Retail Group, запустила пилотный проект эквайринга в сети «Пятерочка» в 2009 г. «Пилотная эксплуатация дала хорошие результаты. Мы отметили рост среднего чека», – говорил тогда директор формата «дискаунтер» Олег Высоцкий. Х5 поставила цель внедрить эквайринг примерно в 70% «Пятерочек» до конца 2011 г. (1392 магазина на начало 2011 г.). «Магнит» принимает оплату банковскими картами, но только в гипермаркетах (58 магазинов). Маленькие магазины, которых у ритейлера больше 4000, по-прежнему экономят.

«Нам предложили приемлемые тарифы на эквайринг», – говорит Токарева. По ее словам, пилотные проекты в Казани и Петербурге показали, что услуга «востребована и экономически выгодна для всех сторон». «Клиенты, которые платили наличными, увеличили объем закупок после запуска расчета картами», – объяснила она.

«Невозможность оплатить покупку карточкой – это то, что чаще всего вызывает недовольство клиентов Auchan в России», – признается Курносова. «Конкуренция на российском розничном рынке растет, сетям сложнее развиваться, и это вынуждает ритейлеров помимо цены конкурировать в сфере сервиса. Эквайринг – один из таких инструментов, способных повысить лояльность клиентов и размер среднего чека», – считает директор российского отделения A.T. Kearney Иван Котов.

Российские покупатели все еще мало пользуются банковскими картами. Ими оплачивается лишь 5–7% покупок, говорил в феврале председатель совета директоров Связного банка Максим Ноготков в интервью «Ведомостям». По его словам, при обороте розничной торговли на уровне $500 млрд в год объем операций по картам в торговом эквайринге составляет около $30 млрд.

На покупки в продовольственных супермаркетах пришлось 9,1% расходов по банковским картам клиентов Ситибанка в декабре 2010 г., говорится в исследовании банка. На магазины одежды пришлось 10,7% трат по картам, на рестораны – 4,7%, лидирующая категория расходов – снятие наличных (13,4%).