В мире: Религиозные люди щедрее

Наряду с рабочими местами в число главных жертв Великой рецессии попала и благотворительность. Согласно Cronicle of Philantropies, благотворительные организации США только за прошлый год получили на 11% меньше пожертвований, чем годом раньше. Но благотворительные пожертвования религиозным организациям с 2007 по 2009 гг. снизились всего на 0,1%.
Основной стимул, побуждающий религиозных американцев жертвовать, придают социальные сети, образующиеся в церквях, синагогах и мечетях./ Reuters

Американцы – щедрый народ. В 2006 г. 80% всех американцев сообщили в ходе опроса общественного мнения, что за предыдущий год жертвовали деньги на благотворительные цели. Если выделить пятую часть опрошенных – тех, кто в наименьшей степени придерживается религиозных взглядов – то из них о своих благотворительных пожертвованиях за последний год сообщили две трети. Внушительная цифра. Но она меркнет перед другой. Среди другой пятой части опрошенных – наиболее религиозных - о благотворительных пожертвованиях сообщили 94%.

Похожая картина получается и при рассмотрении вопроса о суммах, которые жертвуют филантропы. Верующие в среднем тратят на благотворительность $3000 в год. «Светская» пятая часть дает примерно по $1000. История снова повторится, если рассмотреть отношение расходов на благотворительность к доходам домохозяйств. Согласно этому критерию, религиозные американцы оказываются в четыре раза щедрее, чем их светские соседи, несмотря на тот факт, что религиозные домохозяйства в среднем чуть менее зажиточны, чем светские.

«Религиозность» в вопросе филантропии оказывается гораздо более значимым фактором, чем любой другой демографический показатель: доход, возраст, образование, семейное положение, пол, раса.

Кто щедрее

Какая религия в наибольшей степени способствует благотворительности? Главное – не религия, а степень религиозности конкретного человека.

Различия между религиозными группами в вопросе благотворительности иллюзорны, главное – степень веры. Но если обратить внимание на конкретных индивидуумов и их уровень религиозности, то можно найти интересные различия между представителями разных церквей.

По сравнению с населением страны в целом, католики немного меньше склонны к филантропии. Представители основных протестантских церквей в среднем немного больше жертвуют как религиозным, так и светским благотворительным организациям. По сравнению со всеми остальными, евангельские протестанты в среднем несколько меньше склонны жертвовать на светскую благотворительность и немного больше – помогать религиозным благотворительным организациям. Мормоны больше жертвуют как на религиозную, так и на светскую благотворительность, в сравнении с остальным населением.

Некоторые упрекают верующих в том, что они помогают своим собственным общинам, то есть в некотором смысле – сами себе. На самом же деле религиозные американцы не ограничиваются пределами своей общины и религиозными поводами. И даже если они делают именно так, местные общины все равно находятся на передовой линии помощи бедным и нуждающимся: распределяют пищу через бесплатные столовые, содержат приюты. Многие общины также спонсируют миссионеров за рубежом. Таким образом, не все деньги, полученные конкретной церковью, остаются внутри общины и даже внутри данной конгрегации.

Чтобы понять связь между религиозностью и благотворительностью, имеет смысл различать два фактора – «силу» и «направление». В первом случае речь идет о том, насколько больше человек тратит на благотворительность в зависимости от своей религиозности. Второй – на какие цели направляются пожертвования: на религиозные или светские. Примерно три четверти средств, которые религиозные американцы жертвуют на благотворительность, действительно направляются на религиозные цели. Но религиозность влияет также и на объемы филантропических пожертвований – настолько, что большинство религиозных американцев на светские цели жертвует больше, чем светские. Это объясняет, почему помощь религиозным благотворительным организациям практически не изменилась во время экономического спада, тогда как в объемах пожертвований светским благотворительным организациям произошел заметный спад. В сложные времена, похоже, американцы рассматривают пожертвования на светские цели как необязательные. Основной стимул, побуждающий религиозных американцев жертвовать, придают социальные сети, образующиеся в церквях, синагогах и мечетях.

Другими словами, большая предрасположенность религиозных американцев к филантропии связана не с конкретными убеждениями, которых они придерживаются, а с друзьями, к мнению которых они прислушиваются.

The Wall Street Journal, 10.12.2010, перевел Алексей Алексеев