Игроки: Сальдо положительное

Татьяна Тульчинская. родилась в 1972 г.

В 1994 г. окончила МГУ им. М.В. Ломоносова и колледж МГУ- Сорбонна. Опыт волонтерской деятельности – с 1989 г., профессиональная работа в благотворительности – с 1999 г.

«Здесь и сейчас»

благотворительный фонд помощи детям-сиротам. Образован 30 июня 2005 г. В 2009 – 2010 г. фонд оказал совокупную материальную помощь сиротским учреждениям и приемным семьям на сумму более 4 млн руб.

Если попытаться проанализировать, на каком этапе находится в России развитие волонтерства, то можно выделить следующие основные тенденции.

Первое – рост волонтерских проектов. Количество людей, которые становятся волонтерами, всегда увеличивается в обществе пропорционально росту в нем доли среднего класса. Трудно спорить с тем, что средний класс у нас, хоть и медленно, но все-таки растет. Отсюда и рост количества людей, готовых добровольно и безвозмездно помогать нуждающимся.

Второе – увеличение количества и широты размаха государственных и окологосударственных волонтерских проектов. Диапазон их довольно велик: от политически нейтральной Олимпиады в Сочи до насквозь идеологизированных «Наших», заботливо выпасаемых летом на тучных полях Селигера.

Третье – расширение программ корпоративного волонтерства. Если говорить о формах, которые принимает корпоративное волонтерство, то основными являются три: собственные адресные волонтерские проекты; конкурсы мини-грантов для сотрудников-волонтеров и/или НКО и помощь pro bono, когда некоммерческие и благотворительные организации получают бесплатные профессиональные услуги высококвалифицированных специалистов.

Попробую выделить внутри этих тенденций те тренды, которые более всего радуют и, наоборот, вызывают наибольшие опасения.

Итак, слегка пугают:

- избыточно ретивые сотрудники HR-отделов некоторых компаний, путающие корпоративное волонтерство и тимбилдинг;

- концентрация корпоративных волонтеров исключительно на так называемых популярных видах помощи (праздники в детских домах, сборы новогодних подарков и т.п.). В хоспис или реабилитационный центр для инвалидов их калачом не заманишь;

- попытки некоторых чиновников посчитать всех волонтеров и разделить на правильных и неправильных путем, в том числе, выдачи им некоего документа о лояльности, подозрительно похожего на аусвайс.

В то же время очень радуют:

- появление новых интересных волонтерских проектов в ранее «не паханных» областях, таких например, как «Старость в радость»;

- включение в волонтерские программы все новых слоев гражданского общества;

- рост тенденций к самоорганизации волонтерского сообщества, например, создание таких структур, как Союз волонтерских организаций и движений;

- постепенное превращение волонтеров из людей, занимающихся сугубо «полевой» работой, в общественное лобби. Волонтеры пишут президенту открытые письма, периодически взрывают блогосферу, привлекая внимание общества и государства к самым острым социальным проблемам, даже участвуют на равных с признанными экспертами в обсуждении законопроектов.

В итоге, как мне видится, сальдо пока вполне положительное. Думаю, таковым оно и останется, уж очень много позитивного заложено в самой идее волонтерства.