В целом: Спасение утопающих – дело и самих утопающих

СУЭК

Угольная компания.. Владельцы – Сергей Попов и Андрей Мельниченко. Финансовые показатели (МСФО, шесть месяцев 2010 г.): выручка – 83,58 млрд руб., чистая прибыль – 5,6 млрд руб.

У меня зазвонил телефон или пришло письмо на бланке. Очередной официальный запрос чиновника одной из региональных администраций. Стандартная просьба: дайте денег. Срочно требуется на… далее продолжение текста может быть любым – ремонт забора, покраска стены, разбивка клумбы и далее без остановок. Нет смысла называть конкретного чиновника или определенный регион, таких просьб/запросов/требований в компанию приходят сотни из самых разных регионов, даже из тех, к которым компания не имеет никакого отношения.

Как реагировать компании на подобные запросы? С одной стороны, если сложить все подобные просьбы и «хотелки», сумма получится астрономическая. С другой стороны, игнорировать тоже невозможно: задача любого социально ответственного бизнеса – заботиться о развитии регионов своего присутствия и повышать уровень жизни их жителей. К сожалению, до сих пор, особенно на региональном уровне, корпоративная социальная ответственность и благотворительность по-прежнему воспринимаются главным образом как обязательство компании «давать денег», когда просят. Зачастую в расчет даже не берется тот факт, что работающие в регионах компании и так являются, как правило, крупнейшими налогоплательщиками. И даже если с каждым годом компания увеличивает свои налоговые отчисления в региональные и местные бюджеты, количество «хотелок» не снижается.

Психология «наши деды строили, теперь пусть нам платят» у населения очень живуча. Даже если это совершенно новые предприятия, построенные в постсоветский период. Пассивное ожидание манны небесной – жизненное кредо не только населения, но и многих региональных, а особенно муниципальных администраций. Хотя практика показала – периодические или авральные бессистемные денежные вливания на срочно возникшие нужды не только не помогают решать системные вопросы регионов, но, напротив, усиливают иждивенческие настроения как со стороны местных администраций, так и со стороны жителей.

Шахтерские города и поселки, в которых находятся предприятия ОАО «СУЭК», впрочем как и другие моногорода России, часто характеризуются инертностью местных чиновников, пассивностью населения, низкой степенью вовлечения жителей в решение социальных и экономических проблем родного города или поселка, слабым развитием гражданского общества, коммерческого, да и некоммерческого сектора. При этом спектр социально-экономических проблем традиционно широк: отток населения, в первую очередь молодежи, высокий уровень безработицы, неразвитость рынка услуг, отсутствие возможностей для качественного отдыха, отсутствие качественного начального, среднего и профессионального образования и т.д.

В моногороде большая часть забот ложится на основного работодателя: ему нужны сотрудники квалифицированные, с радостью идущие на работу, здоровые, головы которых не забиты бытовыми проблемами. А значит, жизнь сотрудников и, что подчас еще важнее, их семей должна быть комфортной и дающей возможность самореализации.

Осчастливить всех раздачей пряников, денежных знаков или иными дарами невозможно, да и, как мы уже выяснили, бессмысленно: пряники съедят, деньги потратят, дары сломают или потеряют. Именно поэтому в СУЭК решили, что через всю социальную политику компании красной нитью должна проходить идея создания возможностей. А именно: необходимо создавать условия для самореализации активных и небезразличных к окружающей действительности людей. Это для начала. А глобально – менять саму социальную среду в отдельно взятых регионах, создавать условия для развития активной самоорганизации местных сообществ в решении социальных задач.

Но, как известно, все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Так и с моногородами. Хотя набор проблем в целом общий, у каждого из них существуют наиболее актуальные, самые болевые точки. Задача номер один – их выявить. Это достаточно трудоемкий и затратный по времени процесс, но без него никак. Невозможно лечить тело, не зная болезни!

Пример из жизни. Поселок Чегдомын Хабаровского края является одним из самых удаленных населенных пунктов территорий присутствия ОАО «СУЭК». Сделали замеры, провели масштабные опросы, и оказалось, что жители поселка разобщены, живут каждый в своем коконе, не зная и не слишком интересуясь, что происходит за пределами стен родного дома. Для преодоления апатии и тотального безразличия населения очень важно было дать возможность жителям поселка поверить в себя, понять, что жизнь не кончается на диване перед телевизором. Пригласили специалистов разного профиля, собрали весь актив: представителей местных властей, социальных учреждений поселка, просто активных граждан. И долго и упорно рассказывали, объясняли, доказывали, демонстрировали, убеждали, настаивали, учили. А потом сказали: предлагайте! А мы профинансируем.

Что получили на выходе: целый букет программ, предложенных жителями поселка. Из серии «выстраданное»: благоустройство сквера; создание семейных клубов и профориентация молодежи; пропаганда здорового образа жизни и помощь людям, имеющим инвалидность. Один из проектов – «Открытый мир» – подготовила районная библиотека. Это обучение компьютерной грамотности людей пожилого возраста. Преподавание ведут сотрудники библиотеки и филиала промышленно-экономического техникума на безвозмездной основе. К концу этого года обучение пройдут около 150 человек.

Результат? Пожалуйста. «Раньше мне казалось, что никому ничего не надо, а теперь я вижу, сколько вокруг тех, кто хочет, чтобы жить в поселке стало лучше», – Татьяна Комелева, заместитель директора Верхнебуреинской межпоселенческой централизованной библиотечной системы.

НЕ СГОРЕЛИ КАРУСЕЛИ, И КАЧЕЛИ УЦЕЛЕЛИ!

Сегодня многие компании обладают значительными ресурсами, как финансовыми, так и профессиональными, для реализации системных общественно значимых проектов в области устойчивого развития на территориях присутствия. Больше опыта, умений, знаний, навыков. Именно поэтому все большее число компаний старается отходить от системы латания дыр и раздачи слонов к стратегическим социальным инвестициям. При этом такой подход получает поддержку как со стороны местных властей, так и со стороны активной части населения, заинтересованных в полноценном и долгосрочном развитии региона.

Планируя и реализуя социальную политику, не стоит забывать несколько циничный, но справедливый лозунг: «Спасение утопающих – дело рук и самих утопающих ТОЖЕ!». Только разумное подключение к составлению социальных программ и их реализации региональных пассионариев может гарантировать, что каждый рубль, направленный на тот или иной социальный проект, вернется сторицей.