Суть дела: У власти регулирование

Если же говорить об участии крупного бизнеса в ликвидации последствий лесных пожаров в центральных областях России летом 2010 г., то инициативы помочь людям, пострадавшим от огненной стихии, были естественной реакцией большинства наших сограждан. АФК «Система» также принимала участие в восстановлении уничтоженных огнем населенных пунктов. Еще в конце июля, когда стало известно о полностью выгоревшем селении Верхняя Верея в Нижегородской области, на экстренном Совете директоров было принято решение инициировать сбор средств. Всего мы собрали около 120 млн руб. и почти половина этих денег – частные пожертвования сотрудников корпорации и людей, откликнувшихся на сообщения в газетах.

Фонд АФК «Система»

В рейтинге «Лидеры корпоративной благотворительности-2009» (проект газеты «Ведомости», PwC и Форума Доноров) фонд занял второе место.

За последние двадцать лет политика социальной ответственности в мировом бизнес-сообществе стала не просто хорошим тоном: пришло осознание, что дело это не только благородное, но и прибыльное. Во-первых, подобная модель способствует коммуникации между государством, гражданским обществом и бизнесом. Во-вторых, финансовые показатели напрямую зависят от социального климата в стране.

Представители крупного бизнеса раньше других осознали и приняли новые правила игры. Другое дело, что намерение и действие зачастую буксуют из-за объективных обстоятельств, таких как экономический кризис, серьезно повлиявший на объемы социальных инвестиций во всем мире, или частные случаи ригидности, которые может проявить любой участник процесса.

Корпоративная благотворительность – лишь часть КСО, но в контексте диалога государства и бизнеса чаще всего обсуждают именно филантропию. В последнее время в российской прессе часто поднимается вопрос о том, могут ли помешать крупные государственные проекты развитию благотворительности. На мой взгляд, проблема эта сильно преувеличена.

Первым в список подобных государственных проектов принято ставить строительство олимпийских объектов. Однако участие крупных компаний в строительстве жилой и рекреационной инфраструктуры – в чистом виде бизнес: компании на коммерческих условиях инвестируют средства, рассчитывая на прибыль. Поэтому разговоры о том, что благотворительные организации жертвуют средства на Олимпийские постройки в ущерб благотворительной деятельности, на мой взгляд, не имеют под собой почвы.

В случае с лесными пожарами государство выступило в качестве регулятора – восстановительные работы такого масштаба нуждались в централизованном управлении, чтобы пожертвования были распределены в равной мере по всем пострадавшим областям и все нуждающиеся в помощи ее получили своевременно.

Участие бизнеса в реализации так называемых «масштабных госпроектов» часто трактуется как ангажированность. Но без взаимодействия бизнеса и государства благотворительность развиваться не сможет, так же как и без взаимодействия бизнеса и общества. Поэтому приоритетом для бизнеса является реальная эффективная помощь, а не то, как эта деятельность может быть интерпретирована.