Игроки: Задача - возродить народное милосердие

В конце XX века, когда были сняты идеологические барьеры, ситуация в сфере религиозной благотворительности стала постепенно меняться. Ярким примером послужила деятельность нескольких священнослужителей, вошедших в состав руководства Детского фонда и Фонда милосердия и здоровья. Тогда же стало развиваться такое направление благотворительности, как опека стариков и больных группами добровольцев при храмах, патронажная работа в больницах. Сейчас в этом направлении работают такие признанные авторитетные организации, как «Каритас», фонды «Церковь в нужде», «Рука помощи», «Этель», «Марджони» и другие.

Дополнительный импульс дальнейшему развитию религиозной благотворительности был дан в 1997 г. законом «О свободе совести и о религиозных объединениях», в соответствии с которым религиозные организации получили право осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций. Кроме того, в законе появилось положение о том, что государство оказывает содействие и поддержку благотворительной деятельности религиозных организаций.

Как показала практика последних лет, религиозные объединения способны внести действенный вклад в решение проблем, связанных с мировоззренческим, психологическим, личностным кризисом, с потребностью в духовной поддержке, в восстановление системы нравственных ориентиров. Речь идет о проблемах наркомании, алкоголизма, социальной реабилитации заключенных, профилактике детской преступности, об укреплении института семьи, преодолении последствий экономического кризиса. Значительную поддержку обществу и государству религиозные объединения способны проявить через оказание тех видов помощи, которые сопряжены с необходимостью долго выдерживать значительные психологические перегрузки. Это, например, создание домов престарелых, инвалидов, различных приютов, пациенты которых нуждаются как в полноценном уходе, так и в духовной поддержке.

Государство оказывает содействие и поддержку благотворительной деятельности религиозных объединений, а также экономическую поддержку деятельности благотворительных организаций, образованных ими. Основными формами такой поддержки являются: предоставление льгот по уплате налогов, материально-техническое обеспечение и субсидирование, передача в собственность или в пользование государственного или муниципального имущества. При этом налоговые льготы предоставляются всем участникам благотворительной деятельности, их предоставление в индивидуальном порядке запрещено законом.

Органы власти вправе финансировать благотворительные программы и размещать социальные заказы исключительно на конкурсной основе, что должно обеспечивать выбор и поддержку наиболее эффективно работающих благотворительных организаций.

Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения» предусматривается, что государство поддерживает и поощряет развитие социальных служб независимо от форм собственности. Органы власти вправе предоставлять льготы и оказывать содействие социальным службам религиозных организаций, получившим лицензию на профессиональную деятельность.

В последнее время государство уделяет существенное внимание законодательному обеспечению благотворительности религиозных организаций. Так, в 2010 г. Госдума приняла закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций», который включил религиозные организации в число социально ориентированных НКО. Закон в значительной мере учел пожелания Русской православной церкви и других традиционных религий относительно возможности получения государственной помощи.

Существенный вклад в развитие благотворительности и добровольчества, в том числе для религиозных организаций, сыграл принятый в декабре 2010 г. закон «О внесении изменений в закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и статью 7 закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», который ввел в законодательство виды добровольческой деятельности. Следующим шагом по развитию этой системы должно стать принятие соответствующих нормативных актов на региональном уровне.

В настоящее время на рассмотрении Госдумы находится проект закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности», разработанный по наказу президента Дмитрия Медведева. Законопроектом предлагается внести изменения в статью 149 Налогового Кодекса, которые позволят распространить освобождение от НДС не только на услуги, оказываемые государственными и муниципальными учреждениями, как это предусмотрено сейчас, но и на услуги, оказываемые организациями, относящимися к иным организационно-правовым формам. При этом освобождение от НДС будет предоставляться субъектам хозяйственной деятельности вне зависимости от организационно-правовых форм.

Изменения, вносимые в главу 23 «Налог на доходы физических лиц», позволят освободить от налогообложения суммы, уплаченные благотворительными и религиозными организациями за услуги по лечению лиц, не состоящих с ними в трудовых отношениях, а также доходы, получаемые детьми, оставшимися без попечения родителей, от благотворительных и религиозных организаций.

Отмечая позитивные изменения в области современной законодательной базы и практики благотворительной деятельности религиозных объединений, необходимо признать, что существуют и неурегулированные вопросы, например, возникшие бюрократические «рогатки» при организации религиозных приютов для несовершеннолетних, недостаточная активность религиозных организаций в тендерах на получение грантов. Особый статус имеет благотворительная деятельность религиозных организаций в местах, специфические особенности которых накладывают некоторые ограничения прав и свобод пребывающих в них граждан. В числе таких – специальные медицинские организации и учреждения исполнения наказаний.

Взаимодействие государства и религиозных объединений в создании условий для развития социальной сферы важно не только как средство организации притока дополнительных финансовых и иных ресурсов. Не менее существенным является его воспитательное значение. Есть основания надеяться, что широко развитая благотворительность, создание соответствующих организаций и фондов позволят возродить народное милосердие, уйти от бюрократической регламентации, повысить уровень социальной зрелости российского общества.