Без иностранцев

Энергетическому машиностроению России нужна господдержка и защита от иностранцев. Об этом премьеру Владимиру Путину сегодня расскажут отечественные игроки

Машиностроители встретятся с Путиным на совещании в Петербурге. Обсуждаться будет стратегия развития отрасли до 2030 г., утвержденная недавно Минпромторгом. В числе вопросов – меры госстимулирования спроса на отечественную продукцию, сообщает пресс-служба правительства.

Совещаться будут не все игроки. Зарубежные компании – Alstom, GE и Siemens – участвовать не планируют, говорят их представители, не комментируя, в чем причина. Представители иностранных компаний действительно не ожидаются, отмечает пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков, ведь «речь пойдет об отечественном секторе».

А между тем вопрос об иностранцах планируется поднять – слишком сильны их позиции на российском рынке, отмечает чиновник правительства. По данным Минпромторга, в 2010 г. доля импорта на рынке машиностроения составила около 60%; тот же показатель при оснащении предприятий электроэнергетики составляет сейчас около 80%. А по некоторому оборудованию в январе доходило и до 100%, следует из доклада предправления ФСК Олега Бударгина к сегодняшнему совещанию (копия есть у «Ведомостей»).

Есть ли претензии к европейским компаниям, не ясно. А вот китайцы активно завоевывают российский рынок за счет демпинга и стимулирования этой экспансии правительством КНР, сетует сотрудник одного из российских машиностроителей. Отечественная отрасль утрачивает позиции даже в традиционных сегментах своего присутствия, добавляет он; деньги в развитие не вкладывались больше 20 лет, средний износ оборудования – 65–75%, процесс НИОКР у многих не отлажен, при этом долговая нагрузка большинства предприятий велика.

А у клиентов свой интерес. Пока отечественное оборудование на 15–40% отстает от импортного по качественным показателям, говорится в докладе Бударгина.

Машиностроители будут просить о господдержке, знают чиновник правительства и сотрудники компаний (факт участия в совещании подтвердили представители «Силовых машин», ОМЗ и «Эмальянса»). Нужны долгосрочные контракты с российскими потребителями (большая часть которых с госучастием в капитале), защитные меры от экспансии невысокотехнологичной зарубежной продукции (например, заградительные пошлины), а также кредиты на длинный срок под проекты по модернизации (для чего банки должны получать займы от государства по низким ставкам), перечисляет сотрудник одной из компаний.

По стратегии Минпромторга бюджет должен выделить на развитие отрасли 25 млрд руб. до 2030 г. Министерство, как ожидается, получит поручение заняться реализацией документа, говорит Песков; однако поправки в бюджет – «вопрос отдельной проработки».