Искусство идет на биржу

Инвесторы, имеющие лишние 0,5 млн руб., теперь могут стать совладельцами графики Брюллова или фотоархива Сталина. Паи ЗПИФов художественных ценностей, владеющих этими арт-объектами, выводятся на ММВБ

На прошлой неделе УК «Атланта» вывела на ММВБ паи закрытого фонда художественных ценностей «Атланта арт». Правда, торги еще не проводились, сообщил вчера «Ведомостям» представитель УК. А на следующей неделе на ту же биржу выходит другой закрытый фонд – «Собрание. Фотоэффект» под управлением УК «Агана». Так что оба существующих в России арт-ПИФа становятся биржевыми.

Закрытые ПИФы художественных ценностей в России разрешили создавать только в прошлом году. Доходы пайщиков формируются за счет роста стоимости арт-объектов, а также их экспонирования. Но стать пайщиком закрытого фонда можно лишь в период его формирования.

Биржевые торги и наличие признаваемой котировки существенно повысят ликвидность паев, привлечет новый круг инвесторов – НПФ, иностранные фонды, говорится в презентации фонда «Агана».

Обычно биржевой лот равен одному паю. Расчетная стоимость пая «Собрание. Фотоэффект» на 31 марта 2011 г. – 498 809,83 руб., а «Атланта-арт» – 489 713 руб.

Активы фонда «Атланта-арт» – альбом жанровых итальянских зарисовок Карла Брюллова, который оценен в 130,5 млн руб. (СЧА фонда на 31 марта).

В «Собрание. Фотоэффект» секьюритизированы 19 коллекций, четыре из которых – личные архивы видных деятелей ХХ в., в том числе Иосифа Сталина. Всего в фонде представлены работы 250 фотографов разных эпох и школ.

Стоимость чистых активов «Собрание. Фотоэффект» оценена в 14,06 млрд руб. По данным Skate’s Art Market Research, активы зарубежных арт-фондов составляют $60–100 млн. Получается, «Собрание. Фотоэффект» – самый крупный в мире арт-фонд.

Доход от инвестиций в «Атланта-арт» дадут экспонирование активов и рост их рыночный стоимости.

Пайщики фонда «Собрание. Фотоэффект» смогут получать доход за счет экспонирования и аукционных продаж работ. «В год планируется реализовать 5–10% активов фонда «Собрание. Фотоэффект», – говорит заместитель гендиректора УК «Агана» Екатерина Александрова. По ее прогнозам, доходность инвестиций в фонд составит 12%.

К примеру, годовая доходность австрийского Fine Art Photography Fund (инвестирует в раритетные принты американских и европейских фотографов) составила 10% с даты основания, а за 2010 г. – 9,6%.

«Инвестиции в искусство через биржевые фонды рискованны из-за непрозрачности цен на арт-рынке», – предупреждает президент Нью-Йоркской ассоциации арт-фондов Эрик Либерман. По его словам, арт-секьюритизация опасна для сторонних инвесторов: вероятна связь менеджеров фонда с продавцом коллекции и завышения ее стоимости. «Основной фактор, влияющий на доходность инвестиций в искусство, – цена приобретения работ», – предупреждает глава Fine Art Photography Fund Фридрих Киради.