Интервью: Город проектов

Photoxpress

1967

Окончил Куйбышевский авиационный техникум, получив специальность «техник-электрик радиоэлектронного оборудования».

1967–1969

Служил в рядах Вооруженных сил, затем работал электриком и помощником капитана на судах флота базы океанического рыболовства на Сахалине, в Корсакове. Там же началась работа в партийных и советских органах.

1972–1984

Занимал различные должности, на протяжении 10 лет являлся заместителем председателя Корсаковского горисполкома.

1979

Окончил хабаровскую Высшую партийную школу.

1984

Переехал в Краснодар, где возглавил жилищный производственно-эксплуатационный трест Первомайского района.

1985

Назначен замначальника управления ЖКХ, а в 1986 г. – начальником производственного управления жилищного хозяйства «Горжилхоз». В Краснодаре окончил экономический факультет Кубанского госуниверситета, защитил кандидатскую диссертацию на тему «Стратегия развития промышленности города в условиях рыночной экономики».

1994

Глава Центрального административного округа Краснодара, неоднократно избирался депутатом городского и районных советов народных депутатов.

1996

Первый вице-мэр краевого центра.

2001–2004

Председатель комитета жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края. С октября 2004 г. – и. о. главы муниципального образования город Краснодар. 2005 - Глава муниципального образования город Краснодар.

Город Краснодар 

основан в 1793 г. Административный центр Краснодарского края. Территория в границах муниципального образования составляет 841,4 кв. км (1,1% территории Краснодарского края). Численность постоянного населения по состоянию на 1 января 2011 г. – 791 300 человек: 91% относится к городскому населению и 9% – к сельскому. Разделен на четыре внутригородских округа: Западный, Карасунский, Прикубанский и Центральный. В 2010 г. объем выполненных работ в строительстве составил более 19,2 млрд руб. (минус 17,8% к предыдущему году). В бюджет Краснодара в 2010 г. поступило доходов на сумму около 14 млрд руб.

«Я на MIPIM принимал участие

в заседании Гильдии управляющих и девелоперов, там присутствовали инвесторы из США, Финляндии, Англии, Германии. Они пытались объяснить, почему не идут в периферийные регионы России, а больше привязаны к Москве и Санкт-Петербургу. Я и другие участники конференции с ними по этому поводу дискутировали».

С мэром Краснодара Владимиром Евлановым мы встретились на MIPIM-2011. Город привез туда 19 инвестпроектов и был готов предложить инвесторам 32 площадки: Краснодар – столица региона, в котором пройдут и Олимпийские игры (в 2014 г.), и частично чемпионат мира по футболу (в 2018 г.).

– Самые значимые проекты какие?

– Рекреационно-спортивная зона рядом с поселком Северный. Там и коттеджные поселки, и дворцы спорта строятся сейчас. Первый уже в этом году будет введен. Это будет спортивный комплекс для всего города с прицелом на чемпионат мира [по футболу в 2018 г.].

– Расскажите подробнее про подготовку к ЧМ по футболу.

– Сейчас отведена территория площадью 24 га в районе ул. Дзержинского для строительства стадиона на 50 000 мест, там, где строится комплекс дворцов спорта: для баскетбола, ледовый, для водных, игровых видов спорта – всего их будет пять на 50 га.

– Потом что будете с этим всем делать?

– В городе будет три более-менее значимых стадиона. У нас же две команды играет в премьер-лиге российского футбола – «Кубань» и «Краснодар», таких городов больше нет, кроме Москвы. У нас и посещаемость футбольных матчей одна из самых высоких в России. Я сам болельщик, болею за обе команды. По стадиону на 50 000 мест сейчас ведется предпроектная проработка, времени еще вполне достаточно, для того чтобы его построить. [Сергей] Галицкий (миллиардер, 185-е место в рейтинге Forbes в 2011 г. – «Ведомости») тоже строит для своей команды «Краснодар» [стадион] на 20 000 мест. [Имеющийся] стадион «Кубань» будет легкоатлетическим, что для города необходимо – город-то спортивный.

– Есть интерес к вашим красивым проектам?

– В этом году мы десятый раз участвуем в MIPIM. Юбилей присутствия. Каждый год обновляем экспозицию, каждый год заключаем соглашений на приличную сумму. Мы планируем в этом году заключить соглашений примерно на 3 млрд евро. Для нас каждая MIPIM – это существенная прибавка к инвестициям в городе.

– Соглашения в основном с российскими инвесторами?

– 50 на 50. Я думаю, и в Краснодарском крае, и в самом Краснодаре условия для инвесторов создаются вполне приемлемые. Никто не убежал еще от нас.

– Инвесторы боятся рисков?

– Они говорят, что им вполне достаточно Москвы и Санкт-Петербурга. Зачем идти куда-то дальше? Не так много времени прошло после кризиса. Но у Краснодара есть определенные «привязанности» с точки зрения инвестиций.

– Какие?

– Близкие к нам турки, австрийцы, немцы. В городе работает 400 предприятий промышленности и строительства с иностранными инвестициями и около 15 с иностранным капиталом, которые здесь обосновались 15 и более лет [назад], и никто не думает уходить. Есть европейские торговые сети.

– Краснодар не дешевый город. В кафе цены практически московские.

– Далеко не московские. Нас даже и сравнивать нечего. Посмотрите на рейтинги городов России – по стоимости бутерброда, например. Или давайте посмотрим цены на жилье. У нас 1 кв. м стоит 47 000 руб.

– В Подмосковье есть предложения по таким же ценам.

– Не думаю. Хотя в российской пятерке городов с самым дорогим уровнем жилья Краснодар занимает 4-е место. Но 47 000 руб. за 1 кв. м – это небольшая стоимость для России сегодня. Она определяет еще и рентабельность строительства жилья – почему строителям интересно работать в городе. Краснодар в течение последних пяти лет постоянно занимает первые позиции в России по вводу жилья в эксплуатацию. А ведь это еще зависит и от спроса на жилье. Если бы это жилье не покупалось, никто бы сегодня не строил.

– Какое соотношение местных и пришлых покупателей?

– Процентов 75 – местные, а 25% – приезжие из регионов. В основном это Дальний Восток, восток России, север. Есть проект «Немецкая деревня» – коттеджное строительство высокого класса, и довольно дорогое: около $3000–3500 за 1 кв. м. Там покупают коттеджи в массовом количестве сотрудники наших северных компаний, например «Норильского никеля». Строит «Европа-инвест», с ним три года назад было заключено соглашение на форуме в Сочи. За это время успели уже построить поселок, более 200 коттеджей, по немецкой технологии, даже с немецкой инфраструктурой.

– Какова рентабельность строительства?

– Сейчас – около 30%. Думаю, это вполне нормально. По 1 млн кв. м мы вводим каждый год. За пять лет построили более 5 млн кв. м жилья.

– Странно для южного города, что вы вводите в основном многоэтажные дома.

– У нас до кризиса было примерно 50 на 50 [много- и малоэтажного жилья]. После кризиса (в 2009–2010 гг.) стало строиться 80% многоквартирных домов. Так складывается рынок. У Краснодара есть сейчас возможности строить много жилья многоэтажного, с учетом реконструкции центра города.

– Это долгоиграющий проект.

– Мы его рассчитывали на 19 лет, начали в 2006 г. Кризис повлиял на темпы строительства. Но за два последних года мы переселили из ветхого и аварийного жилья около 2500 жителей.

– А сколько еще осталось переселить?

– Много, нам еще переселять и переселять. Центр Краснодара весь одноэтажный и состоит из жилья постройки конца XIX – начала XX в. Нам еще лет 10 нужно будет его перестраивать.

– Часто судитесь с владельцами сносимых домов?

– Довольно часто. Но это связано не только с реконструкцией центра города. Часть [жителей] мы переселяем по программе реконструкции центра, а часть – по 185-ФЗ. А он предусматривает значительные ограничения для граждан, которые переселяются из ветхого жилья в многоэтажные дома: сколько люди занимали [квадратных метров] в старом доме, столько же они получат в новом. Но многие семьи живут в переуплотненных условиях. Поэтому трудно объяснить, что их переселяют не с целью улучшения жилищных условий, а из аварийного в новое, благоустроенное жилье. Люди оспаривают, как правило, эти решения. Идут суды по всем инстанциям. Но закон есть закон.

Что касается переселения в связи с реконструкцией, которое производится на других условиях, в том числе и инвесторами, там ситуация несколько лучше.

– Девелоперы жалуются, что тяжело проходит переселение. Там во дворе какого-нибудь дома может быть стена, являющаяся памятником истории.

– Да, бывает, что дом ветхий, но в нем есть камин, который является исторической ценностью, и сносить это здание нельзя.

– И что вы делаете?

– Встраиваем его в новую архитектуру вместе с этим камином. Времени на это уходит много, но в итоге находится решение. Я хочу сказать одно: если инвестор заинтересован в решении своего вопроса, то, как правило, все доводится до конца. А мы помогаем.

– Кроме московского «Авгура» «Снегири» в городе работали. Но они сейчас свернули свою деятельность у вас.

– В кризис все московские компании либо прекратили, либо приостановили свою деятельность в Краснодаре. Та же «Ренова-стройгруп»: насколько она у нас начинала активно работать, «забрала» огромное количество территории. Сейчас они от нее не отказываются, но ничего и не делают. Поэтому мы ищем способы расторжения соглашений.

– Какие, например?

– Законный способ – только через суд. Они взяли в аренду землю, согласовали сроки – сроки заканчиваются. При их нежелании освободить земельный участок мы обращаемся в суд, будем принудительно их «выселять». И «Пересвет-регион» у нас был, сейчас их стройки заморожены.

– А кто строит много?

– Самый большой застройщик в настоящее время «ОБД-инвест», это домостроительный холдинг «Кубанькредита».

– Раньше «Девелопмент-юг» был самой большой компанией.

– Мы еще не потеряли надежду, что «Девелопмент-юг» останется на рынке. Там вопрос стоял о банкротстве, но они получили кредиты Сбербанка, и я рассчитываю на то, что они возобновят работу. По крайней мере все приостановленные объекты (их 15–18 замороженных) они начинают реанимировать. Мы стараемся строительный бизнес и строительство в городе при всех обстоятельствах поддерживать, как и реноме города строительства.

– У Краснодара реноме города, который известен больше планами, чем их реализацией.

– А почему? Для того чтобы понять, куда мы двигаемся, надо просто посмотреть нашу статистику в сравнении со всеми предыдущими годами. Мы строим в России после Москвы и Санкт-Петербурга больше всех.

– Ваш предшественник Николай Приз был осужден за превышение полномочий. Как вы боретесь с коррупцией?

– Я так понимаю, что с коррупцией борются по всей России и в Краснодарском крае в том числе. Исключать того, что у нас ее нет, я и не буду. Но в любом случае коррупция на объективной городской статистике не отражается. Forbes признавал нас лучшим городом для развития бизнеса три года подряд. Если у нас в позапрошлом году было привлечено на 120 млрд руб. инвестиций, то за прошлый год – около 200 млрд руб. В этом году, я думаю, еще прибавим. Нельзя отрицать, что город и зрительно меняется – с точки зрения новостроек, благоустройства. В прошлом году мы обновили весь городской транспорт: около 60 городских автобусов у нас приобретено по федеральной программе, троллейбусный парк поменяли наполовину.

– А дороги?

– За последние пять лет у нас построено и реконструировано более 30 км. Дороги местные компании строят. И все благоустройство тоже [местные делают].

– Почем километр обходится?

– Сейчас не скажу. Врать не буду. Мы организовали въезды в микрорайоны. Заканчиваем в этом году крупнейшую транспортную развязку по федеральной программе – въезд в город со стороны Ростова. Раньше у нас был один въезд и постоянные пробки. В этом году развязка будет введена. Еще две новые дороги построены: ул. Российская, ул. Московская. По шести направлениям будем въезжать со стороны Ростова через эту развязку.

Потом, чтобы построить все это жилье – каждый год по 1 млн кв. м, – нужно решить проблему и с инженерной инфраструктурой.

– Она у вас изношена, как и по всей России, на 70%?

– Средств надо много, чтобы поменять ее полностью. Но каждый год с учетом средств федеральных и в основном региональных мы обновляем систему – в первую очередь тепловую, водоснабжения, канализования. По всем предприятиям коммунального хозяйства утверждены инвестпрограммы, которые каждый год выполняются. Только в прошлом году на электрические сети мы потратили 600 млн руб.

Кстати, Краснодар отличается тем, что здесь нет муниципальных предприятий в ЖКХ: уже около пяти лет все являются частными акционерными компаниями – теплосети, электросети, водоканалы.

– Помнится, иностранцы хотели поучаствовать в бизнесе в сфере ЖКХ.

– Были такие предложения, рассматривались. Но единственный, с кем мы пошли на контакт по инженерии, – это Росводоканал: наш водоканал является его филиалом. Все остальные – местные коммерческие структуры.

– Сколько коттеджных поселков строится?

– Пригород Краснодара весь состоит из коттеджных поселков. Сейчас активно застраивается северо-западная часть города, вокруг «Немецкой деревни» их возводится огромное количество. В районе ул. Восточно-Кругликовской – смешанное строительство: и многоэтажные, и частные дома. Также строятся жилые дома на хуторе Ленина, в поселках Знаменском, Лорис, во многих местах.

– Менталитет краснодарцев известен – они любят свой дом. Вы сами в частном доме живете?

– Дом есть у семьи моего сына, часто мы сами там бываем. На Кубани жить лучше на земле. Народ стремится к тому, чтобы в коттеджах жить.

– А многоэтажки кто выбирает?

– У нас реализуется в больших объемах программа [по предоставлению] жилья военнослужащим, мы полностью решили вопрос по переселению ветеранов, участников ВОВ в социальные квартиры. [Идет] переселение из ветхого и аварийного жилья и т. д. по социальным программам.

Те, кто приезжает в Краснодар, тоже предпочитают жилье в многоквартирных жилых домах – оно доступнее по стоимости. Но большинство краснодарцев желают построить дом на земле.

Средний уровень доходов на душу населения и средняя заработная плата по югу России (он считается наиболее благополучным) выше всего именно в Краснодаре: в 2010 г. этот показатель был 23 000 руб., это больше, чем во всех наших соседних областях.

– Мэр сколько получает?

– С учетом всех моих выслуг, надбавок и т. д. – около 70 000 руб. Мне хватает.