Письмо


Учебник критики

На статью «Учебник – в последнюю очередь» (№ 62 от 8.04.2011, стр. 04)

Нужно гораздо больше внимания уделять обучению людей (в данном случае школьников) критическому восприятию предлагаемых идей и концепций, работе с источниками, сопоставлению фактов. Даже на форуме «Ведомостей» с этим беда. Один рассказывает про «традицию избрания ханов в Московской Руси», другой говорит, что не было бы ничего страшного в сепаратном мире с Гитлером зимой 1942 г., третий рассуждает о причинах падения Римской империи в фантастических терминах и явно понятия не имеет о Кризисе III века. В эпоху, когда книжные магазины полны фоменковщиной и прочей псевдоисторической беллетристикой, обучение критике особенно важно. Альтернатива – массовое невежество.

Константин Дорохин, Москва

Дух против буквы

На статью «Снять маски» (№ 62 от 8.04.2011, стр. 01)

Есть такая штука – «итальянская забастовка», когда рабочие буквально повторяют инструкцию и завод встает намертво. В нашем случае – страна. Проблема государства не в законодательстве, а в правоприменении. В силу деградации судебной системы приходится учитывать, что судьи и «правоохранительные органы» будут использовать любую лазейку в «букве» закона для достижения неправедных целей, глубоко наплевав на его «дух». Поэтому приходится писать законы, изначально предполагающие, что на практике, наплевав на «дух», будут искать дырку в «букве». Вспомните диалог «Навальный – муж Набиуллиной», проект ректора ВШЭ, – это надежда на «дух» чиновников быть честными (ха-ха), а Навальный защищает «букву», которая приводит к «итальянской забастовке» для сложных, но необходимых госзакупок. Тупик.

Владимир Мальханов, Москва