Раскаяния мало

Условием досрочного освобождения осужденных Минюст предлагает сделать выплату не менее 50% нанесенного им ущерба. Если идея пройдет, Ходорковскому будет еще труднее выйти на свободу

Возмещение вреда потерпевшему станет обязательным условием для получения условно-досрочного освобождения (УДО). Такие поправки в Уголовный и Уголовно-исполнительный кодекс подготовили в Минюсте (текст опубликован на его сайте). Новелла направлена на усиление госзащиты потерпевших, говорится в пояснительной записке.

Осужденный, прежде чем ходатайствовать об УДО, должен будет возместить ущерб, причиненный его преступлением (более половины суммы, указанной судом). С 10 до 30 дней увеличивается срок, в течение которого администрация исправительного учреждения должна передать ходатайство в суд, ведь к ходатайству теперь надо приложить полученные от судебных приставов сведения о выплате возмещения. Кроме того, суд может обязать осужденного возместить причиненный преступлением вред и при рассмотрении вопроса об УДО – тогда контролировать процесс расплаты должна будет уголовно-исправительная инспекция.

До сих пор закон лишь требовал подтвердить, что осужденный, просящий об УДО, «частично или полностью возместил причиненный ущерб или иным образом загладил вред».

Важно, чтобы существовал механизм стимулирования заключенных к возмещению материального ущерба их жертвам, но при этом учитывалась степень их желания встать на путь исправления при решении вопроса об УДО, считает первый зампред комитета Госдумы по законодательству Владимир Груздев. Исходя из этого подхода депутаты будут работать над инициативой Минюста, когда она поступит в Госдуму.

Такая трактовка условий УДО делает практически невозможным досрочное освобождение Михаила Ходорковского и Платона Лебедева (в декабре 2010 г. суд признал их виновными в хищении и счел, что они нанесли государству ущерб на 892 млрд руб.). Ходорковский ставил вопрос об УДО в 2008 г., но получил отказ.

Адвокат Ходорковского Юрий Шмидт не комментирует последствия принятия такого закона для своего подзащитного. Но в целом он считает проект неудачным: УДО и возмещение вреда – два абсолютно разных института, их неправильно совмещать. Пребывание в местах лишения свободы не позволяет заработать средства, достаточные для компенсации. А вот семья осужденного будет отказывать себе в самом необходимом, чтобы «выкупить» близкого человека. Если считается, что наказание – это мера социальной реабилитации гражданина, то реальным критерием для УДО должны стать его честное отношение к труду, соблюдение правил распорядка, уверенность, что он не представляет угрозы для общества, полагает адвокат.