Советы консультанта: Не учат и не учатся


Прежде чем ответить на вопрос, насколько хорошо в России развито образование для топ-менеджеров, стоит задаться вопросом, как вообще дела с образованием в России и насколько оно соответствует задачам бизнеса.

Ответ очевиден: не соответствует. Сначала вы пять лет тратите на диплом какого-либо вуза и только потом понимаете: если у вас нет опыта работы и вы параллельно с получением первого образования не прошли через десяток тренингов или курсов, то работу вам будет найти тяжело.

На базе российского образования невозможно начать работать по специальности. Слишком оно оторвано от того, что пригодится на практике. В итоге различные тренинговые центры множатся у нас как грибы после дождя. Правда, стоит отдать им должное: образовательные программы для менеджеров среднего звена и рядового персонала в них довольно эффективны. Другое дело, что в целом образовательный процесс на российских предприятиях хаотичен. А экспертами во всем мире доказано, что для повышения эффективности образовательного процесса с точки зрения нужд предприятия необходимы стратегия, программа, план. Российские компании пока этого не поняли. Мы только сейчас начинаем приходить к цивилизованному рынку, неотъемлемой частью которого является дополнительное образование на протяжении всей трудовой карьеры – Lifelong Learning.

Рынок консалтинговых услуг развивается вместе с потребностью в профессиональном допобразовании. Может быть, поэтому хорошие образовательные программы для топ-менеджеров в России можно пересчитать по пальцам. В самом деле, чему можно научить человека, который непосредственно участвует в процессах, происходящих с российской экономикой? Процессы эти меняются день ото дня, а эксперты и ученые часто не успевают их зафиксировать. Топ-менеджер российского предприятия знает об этом гораздо больше. Так кто и чему может его научить?

Когда развитие российской экономики придет к поступательному движению – без резких скачков и перипетий, – об эффективности образования топ-менеджеров в России можно будет поговорить. И рынок тренинговых услуг к этому времени, наверное, подтянется . Пока же, если честно, российские топ-менеджеры вообще не пользуются дополнительными образовательными программами. Даже обучение за рубежом, как правило, сводится к тому, чтобы получить корочку для статусности. И бывает, что реального участия в этом образовательном процессе будущие дипломанты совсем не принимают: немногие готовы оторваться от реального производства, чтобы научиться какому-то мифическому новому.

Обучение за рубежом дает объективную картину тамошних правил игры, сильно отличающихся от наших. И вот это российские менеджеры отлично понимают. Поэтому западное обучение пользуется спросом и весьма эффективно. Для тех, кто идет на Запад.