Освоение неприкосновенного запаса

Новая эра, которую обещает Венской опере приход на пост руководителя балета выдающегося французского танцовщика Манюэля Легри, начинается с «Дон Кихота» в версии Нуреева

В то время как Россия наконец ощутила вкус к западной современной хореографии, отечественное классическое наследие продолжает завоевывать мир. Идеальная красота и бескомпромиссность Петипа и сто с лишним лет спустя после его смерти являются той Джомолунгмой, без взятия которой не может считаться полновесным статус компании. Поэтому Владимир Малахов, почти десять лет успешно ведущий в первый ряд международных компаний свой Berlin Staatsballett, кульминацией сезона сделал роскошную «Эсмеральду», только что перенесенную из Большого Юрием Бурлакой и Василием Медведевым. Солидарность с ним демонстрирует Манюэль Легри, в этом сезоне возглавивший труппу Wiener Staatsoper. Танцовщик великого поколения, выведенного на международную арену Нуреевым, для своего дебюта в качестве постановщика он выбрал его «Дон Кихота».

Нуреевская редакция, сделанная в расчете на его собственные исполнительские возможности, настолько усложнена, что до сих пор желающих утвердиться в ней остается считанное число – спектакль идет кроме Парижа в Милане, Осло, Стокгольме. Венская труппа, обладающая редкой коллекцией красивых ног и талантливых тел, обнаружила в своих рядах исключительно точно попавшего в стиль партии Эспады Эно Печи. Есть и своя пара виртуозов – Людмила Коновалова (Китри) и Денис Черевичко (Базиль), – благодаря которым нуреевские трюки не выглядят избыточными. И все же именно эти танцовщики, а не технически небезупречные исполнители второстепенных партий заставляют усомниться в принципе неприкосновенности авторских редакций. Ту же берлинскую «Эсмеральду» постановщики (не только хореографы, но и сценограф Алена Пикалова, художник по костюмам Елена Зайцева и дирижер Антон Гришанин) ощутимо изменили по сравнению с вариантом Большого и идеально пригнали по мерке труппы, чьи возможности разительно отличаются от московских, – и спектакль выглядит одним из лучших в ее репертуаре. Венским артистам приходится продираться не только сквозь сложнейшие технические комбинации, незнание характерных танцев и сложные для новичков мимические мизансцены: их сцена слишком мала для величественной картины «Сна», труппа настолько компактна, что на счету каждый, а старомодные костюмы уродуют даже безупречные фигуры. Венский «Дон Кихот» спасает лишь то, что все исполнители, вплоть до безымянных площадных зевак, работают на этом конвейере трюков с редким куражом. Постановкой Нуреева, как и недавней программой Форсайта и Баланчина, труппа учится отвечать на вызов, который предъявляет своим членам высшая балетная лига. Но Манюэль Легри на своем посту тоже ученик – работа в Wiener Staatsoper для него дебют в роли артистического директора.