Месть электрика

Власти Белоруссии объявили о раскрытии теракта в метро: по официальной версии, взрыв организовали трое – электрик, токарь и их подруга. Мотивы преступления по-прежнему неясны

О раскрытии унесшего 11 апреля жизни 12 пассажиров минского метро теракта объявил вчера президент Белоруссии Александр Лукашенко. По его словам, задержанные, которые работали обычными «токарями и электриками», признались в этом преступлении. Раскрыть его удалось благодаря применению технических средств, в первую очередь видеосъемки в метро, но белорусские правоохранительные органы должны продолжить службу в усиленном режиме и посадить за решетку всех незаконных владельцев оружия и взрывчатки. Отдельно Лукашенко поручил допросить всех оппозиционеров, высказывавших неприемлемые для властей версии причин теракта, расспросить их, не известны ли им заказчики и не они ли «создали среду», в которой выросли террористы, и наказать всех, кто распространял слухи о теракте, а также распускает слухи о дефиците валюты и товаров.

По словам замгенпрокурора Юрия Шведа, вечером во вторник были задержаны два гражданина Белоруссии, причастных к закладке бомбы. Один из них, опознанный по записям видеокамер в метро непосредственный исполнитель (электрик, житель Витебска), рано утром в среду дал показания, что он изготовил и взорвал и две другие бомбы, взрывы которых имели резонанс (в сентябре 2005 г. в Витебске и в июне 2008 г. в Минске). После теракта 2008 г. в Белоруссии была проведена дактилоскопизация всего населения, от которой подозреваемому удалось уклониться. Кроме того, задержана и подруга главного подозреваемого. Источник «Интерфакса» в правоохранительных органах сравнил его с Ганнибалом Лектером и сообщил, что бомбист испытывал наслаждение от убийства.

По словам директора компании «АРЛИ спецтехника» Аркадия Лившица, один или два маньяка-взрывника вполне могут взрывать в течение нескольких лет в том числе и мощные бомбы и уклоняться от наказания. Подобные истории случались и в США, где ФБР имеет несравнимые с белорусским КГБ опыт и технику, напоминает он.

Реакция власти не нова: и после взрыва в июле 2008 г. силовики первым делом начали искать преступников среди оппозиции, напоминает политолог Валерий Карбалевич. Сплошной дактилоскопии тогда подверглись и оппозиционеры, говорит экс-кандидат в президенты и президент Центра Мизеса Ярослав Романчук. «Оппозиция стала уже привычным мальчиком для битья, но ответственность за свои слова надо нести всем: если появятся доказательства причастности членов оппозиции, об этом надо рассказать четко, а не обвинять людей коллективно только за то, что у них другие политические взгляды», – продолжает Романчук.