LCV перегруппируются

Российский рынок легких коммерческих автомобилей выбрался из кризиса с большими потерями, но неплохими перспективами роста. Новые альянсы российских производителей с иностранными сулят передел рынка

«Все российские автопарки стали переходить на машины с дизельным двигателем, они дороже, но машину покупают не на год-два, а лет на 10–15. За это время машина с дизельным двигателем более рентабельна, чем с бензиновым», – знает управляющий активами УК ФГ БКС Николай Солабуто.

После резкого обвала спроса на легкий коммерческий транспорт в кризисном 2009 году, когда было продано 105 179 автомобилей (на 46,9% меньше, чем годом ранее), за 2010 г. продажи выросли на 22,5% до 128 947 машин, подсчитали эксперты «Автостата».

«Кризис больно ударил по платежеспособности традиционных покупателей LCV (представителей малого и среднего бизнеса), до лучших времен отложивших замену своего автопарка. В 2009 г. падение продаж легких коммерческих машин всех производителей в процентах измерялось двузначными цифрами», – вспоминает аналитик «Инвесткафе» Максим Лобада.

Постепенное восстановление экономики оживило продажи в сегменте LCV. Так, за 2010 г., по данным «Автостата» и производителей, группа ГАЗ продала на российском рынке 71 400 машин (на 45% больше, чем в 2009 г.), «Соллерс» – 39 716 (рост – 41,4%), Volkswagen – 7227 (28%), Mercedes – 2124 (53%), Peugeot – 6743 (116,8%), Iveco – 1173 (87%).

Председатель комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (AEБ) Дэвид Томас ожидает, что продажи легкого коммерческого транспорта и легковых автомобилей в России в 2011 г. составят 2,24 млн машин (в 2010 г. – 1,9 млн вместо прогнозируемых в июле прошлого года 1,67 млн).

Один из факторов роста рынка – необходимость замены старой техники на новую: уровень изношенности российского парка LCV, особенно микроавтобусов, сегодня составляет 25–30%, говорит ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов. Немаловажную роль в корректировке производственных планов автозаводов сыграет госзаказ, на который сейчас приходится до четверти всех приобретаемых в России коммерческих автомобилей, отмечает Лобада.

Спасение ГАЗа

Вице-президент группы ГАЗ Елена Матвеева отправной точкой преодоления кризиса считает назначение летом 2009 г. президентом группы Бу Андерсона. «Он изменил стратегию группы, направив ресурсы в первую очередь на модернизацию модельного ряда», – говорит она.

Стратегия ГАЗа по выходу из кризиса была направлена на окончательную переориентацию автозавода на производство легких коммерческих грузовиков и фактический отказ от легкового производства, говорит старший аналитик «Метрополя» Андрей Рожков. По его оценкам, по итогам 2010 г. группа ГАЗ выручила от сегмента LCV около 32 млрд руб., а от легковых машин – лишь 5,4 млрд руб.

Дивизион LCV группы ГАЗ спасла низкая стоимость машин по сравнению с зарубежными аналогами, а также запуск модели «Газель-бизнес», говорит Лобада. Производство модернизированного автомобиля «Газель-бизнес» (его доля в общем объеме продаж за 2010 г. превысила 70%) ГАЗ начал в феврале 2010 г., внеся более 150 изменений в конструкцию «Газели». «Пока покупателей привлекает невысокая цена на легкие коммерческие машины ГАЗа, но через несколько лет компания лишится своего главного конкурентного преимущества: стоимость его коммерческих машин год от года растет», – предупреждает Лобада.

«Стоимость микроавтобусов «Газель» начинается от 534 500 руб., Fiat Ducato – от 949 000 руб., микроавтобусов Ford Transit – от 1,25 млн руб. Факты не позволяют говорить о том, что происходит приближение по стоимости», – возражает пресс-служба группы ГАЗ.

Преимущество LCV ГАЗа не только в приемлемой цене, но и в низкой стоимости владения: окупаемость «Газели» сейчас составляет менее полутора лет, заявлял на конференции «Комавто 2011» в феврале заместитель директора по реализации и маркетингу дивизиона «легкие коммерческие автомобили» группы ГАЗ Олег Марков. По данным компании, благодаря увеличению межсервисного пробега с 10 000 до 15 000 км, а также расширению гарантийных обязательств до двух лет или 80 000 км пробега стоимость владения «Газелью-бизнес» снизилась на 10%. Кроме того, стоимость эксплуатации автомобиля с газобаллонным оборудованием на 20% ниже, чем с бензиновым двигателем, «дизель» снижает расходы на топливо в среднем на 30% по сравнению с бензиновыми модификациями.

Удешевление эксплуатации, а также программа утилизации подстегнули спрос на LCV ГАЗа, констатирует замдиректора газовского дилера «ТКЦ ГАЗ АТО» Михаил Тренкин. По его словам, продажи выросли с 1800 машин в 2009 г. до 2450 автомобилей в 2010 г.

По данным группы ГАЗ, объем продаж легких коммерческих автомобилей ГАЗ по программам утилизации в 2010 г. составил 4110 автомобилей (6,7% от всего объема продаж по программе утилизации на российском рынке – 61 000 машин).

FIAT и другие иностранцы

Одним из основных конкурентов «Газели» стал Fiat Ducato. Совместный проект «Соллерса» и Fiat по выпуску Fiat Ducato на производственной площадке в Елабуге стартовал в 2008 г., и уже в 2010 г. итальянская марка вышла на третье место по продажам в России среди LCV: 13 001 автомобиль. Но в феврале этого года «Соллерс» неожиданно для всех объявил о том, что промышленную сборку автомобилей по новым правилам компания будет вести не с Fiat, а совместно с Ford. Итальянская компания подала самостоятельную заявку на промсборку по новым правилам и теперь ищет нового партнера в России.

«Производство Fiat Ducato на производственной площадке «Соллерса» в этом году продолжится, переговоры о дальнейшей судьбе бренда в России Fiat и Sollers еще не завершили», – сообщил PR-менеджер «Соллерса» Сергей Ильинский. В любом случае Fiat не уйдет с российского рынка, добавил он. Ранее президент Ford of Europe Стивен Оделл говорил «Ведомостям», что завод, который «Соллерс» вносит в СП с Ford, «будет заниматься сборкой только автомобилей Ford». Производство Ford Transit в Елабуге начнется с 2012 г., в том году планируется выпустить 15 000 автомобилей и довести объем продаж до 51 000 к 2020 г.

«Основной тенденцией на российском рынке за последний год можно назвать кардинальную смену бизнес-модели автопроизводителями, – говорит Лобада. – Группа ГАЗ пока вне конкуренции благодаря более низкой стоимости их машин, но постепенно это преимущество сойдет на нет. Уже сейчас происходит плавное смещение от производства собственных марок к созданию СП с ведущими автоконцернами. В свете смены концепции функционирования российского автопрома в скором времени мы будем иметь двух серьезных конкурентов: Ford – «Соллерс» и ГАЗ – Mercedes».

Группа ГАЗ еще в декабре 2010 г. подписала соглашение с Daimler о сборке легких коммерческих автомобилей марки Mercedes-Benz. Daimler AG инвестирует в организацию производства свыше 100 млн евро. На эти средства будут модернизированы действующие мощности ГАЗа, а также созданы новые для доведения локализации до 60%. Начало производства запланировано на 2012 г., среднегодовой объем – 25 000 автомобилей. В группе ГАЗ отмечают, что потенциально мощностей будет достаточно для увеличения выпуска до 60 000 машин в год и выше в зависимости от потребности рынка.

Глава Mercedes-Benz Vans Фолькер Морнинвег уже заявил, что концерн рассчитывает на более чем двукратный рост российского рынка LCV к 2020 г.: «В России объем рынка легких коммерческих автомобилей составляет около 117 000 единиц. Ожидается, что к 2020 г. рынок вырастет примерно до 275 000 машин».