Таинственный парк

Никто не знает точно, сколько единиц сельскохозяйственной техники в реальности работает в России. Это затрудняет оценку потребностей рынка, но машиностроители надеются на его рост и обновление парка

Обеспеченность России тракторами – 4,3 трактора на 1000 га посевов, по расчетам «Росагромаша». В этом, по данным ассоциации, Россия проигрывает другим странам еще сильнее: в Германии на 1000 га – 64,6 трактора, в США – 25,76, в Канаде – 16,26. Потребность в тракторах, согласно тому же исследованию Минсельхоза от 2009 г., – 10,18–13,63 машины на 1000 га (в зависимости от того, какой трактор берется за эталонную единицу измерения).

«Россия, имея в три раза меньше, чем Канада, тракторов и в два раза меньше комбайнов, собирает по количеству на 20% больше зерна исходя из той статистики, которая у нас есть, – огорошил участников конференции «Комавто 2011» директор департамента автомобильной промышленности и сельхозмашиностроения Минпромторга Алексей Рахманов. – Ответ оказался достаточно прост: крестьяне не избавляются от техники». По словам Рахманова, в России нет федерального реестра сельскохозяйственной и строительно-дорожной техники – она вся ведется на региональном уровне, и в некоторых случаях сказать точно, сколько техники находится на балансе предприятия, невозможно.

Тем не менее ведомства и участники рынка пытаются вести собственную статистику.

По данным Министерства сельского хозяйства РФ, в России на конец 2010 г. было примерно 80 400 зерноуборочных комбайнов (ЗУК). В пресс-службе «Ростсельмаша», крупнейшего российского производителя комбайнов, рассказали, что Росстат не учитывает комбайны фермеров и ЛПХ: сельхозпереписью 2006 г. общий парк ЗУК зафиксирован в количестве 16 600 комбайнов. С тех пор парк, по оценкам «Ростсельмаша», сократился на 34% и составил на конец 2010 г. 107 400 комбайнов.

Российский парк тракторов для сельского хозяйства, по предварительным данным, составлял в конце 2010 г. 308 000 единиц. В 2004–2010 гг. тракторный парк уменьшался на 6,5–10% ежегодно, комбайновый (без учета комбайнов фермеров) – на 6,5–11% ежегодно, сообщили в ассоциации «Росагромаш».

«Централизованной базы данных учета сельхозтехники в стране нет, поэтому многие цифры и данные по парку вызывают сомнения, – говорит замдиректора департамента автопрома и сельхозмашиностроения Тимур Микая. – Мы с коллегами из Минсельхоза считаем необходимым создать федеральную базу, ее администратором может быть Минсельхоз».

Больше 20% всех комбайнов (с учетом фермеров) сосредоточено в трех ведущих зернопроизводящих регионах: 5158 – в Краснодарском крае, около 6500 – в Ставропольском крае и 10 – в Ростовской области (данные региональных минсельхозов на конец 2010 г.). В прошлом году они вместе собрали 25 млн т зерновых из 61 млн т общероссийского урожая.

Не как за границей

Главное, конечно, не сколько в стране техники, а достаточно ли ее для потребностей АПК. По данным Росстата за 2009 г. (более свежих пока нет), на один ЗУК в России приходится 344 га посевов (2,9 комбайна на 1000 га). В 2009 г. по заказу Минсельхоза было проведено исследование, согласно которому потребность России в комбайнах на 1000 га составляет 8,19 штуки.

По оценке «Ростсельмаша», страна обеспечена ЗУК на 100%, но перспективы серьезного роста посевных площадей в такой ситуации равны нулю. «К тому же нет резерва на случай форс-мажора – такой парк рассчитан на идеальные условия при уборке, которых в природе не бывает», – сообщили в компании.

Расчеты немецкого производителя сельхозтехники Claas показывают, что Россия обеспечена ЗУК всего на 45%. «Росагромаш» дает четвертую цифру: в России на 1000 га – 1 комбайн. В США – 2,04, в Канаде, с которой в силу схожих климатических условия принято сравнивать Россию, – 1,8 (данные на конец 2009 г., считаются комбайны не старше шести лет).

Большая часть имеющихся комбайнов и тракторов работает за пределами амортизационного срока (10 лет для сельхозтехники). «Согласно опросу Минсельхоза, на 1 сентября 2010 г. 75% российских тракторов и 58% ЗУК – старше 10 лет», – говорят в пресс-службе «Росагромаша». Эти данные выглядят оптимистично. В минсельхозе Ставропольского края (второй регион по урожаю зерновых в 2010 г.) рассказали, что краевой парк тракторов изношен на 77%, комбайнов – на 60%. Даже в Краснодарском крае (ведущий аграрный регион) 70% тракторов и 60% ЗУК служат больше 10 лет, сообщил замруководителя краевого департамента по сельскому хозяйству Алексей Высокопоясный. В Ростовской области (замыкает тройку зерновых лидеров) парк не только самый большой, но и самый «молодой»: 58% комбайнов и 66% тракторов старше 10 лет.

«Из-за недостатков парка техники, которые ведут к нарушениям агротехнических сроков, отечественное сельское хозяйство ежегодно теряет, по оценкам разных ученых, 5–10 млн т зерновых», – говорит гендиректор «Росагромаша» Евгений Корчевой.

Не справились

Госпрограмма развития сельского хозяйства на 2008–2012 гг. в части технической модернизации сельского хозяйства выполнена только в 2008 г., говорят в «Росагромаше», в 2009 и 2010 гг. отечественное сельское хозяйство закупило соответственно 56,7 и 39,4% ЗУК от целевых показателей, тракторов – 42,4 и 54,9% от плана.

Закупки новой техники сельхозпроизводителями недостаточны даже для поддержания парка на прежнем уровне. В 2010 г. в России, по данным «Росагромаша», закуплено примерно 4400 ЗУК (5500 в 2009 г.) и 19 000 тракторов (13 200 в 2009 г). Одновременно списано 10 000–15 000 комбайнов и около 40 000 тракторов. По данным «Ростсельмаша» и «Клаас Восток», лучше всего обеспечены сельхозтехникой благодаря высокой рентабельности сельского хозяйства и концентрации сельхозземель южные и западносибирские регионы, а также Белгородская область, Татарстан и Удмуртия.

Чтобы не терять работоспособность, парк ЗУК должен обновляться на 6000–6500 машин ежегодно, считают в «Ростсельмаше».

Корчевой говорит, что закупки комбайнов упали из-за нехватки средств у крестьян, получать высокие доходы которым помешало прежде всего эмбарго. Рынок же тракторов, по его словам, более гибок (тракторы используются практически круглый год) и успел отреагировать на рост цен на зерновые в первой половине прошлого года.

«Основной фактор динамики рынка сельхозтехники – поддержка сельхозпроизводителей государством», – говорит руководитель отдела маркетинга «Клаас Восток» Светлана Цветкова. В Минсельхозе сообщили, что в 2010 г. было выделено 10,1 млрд руб. бюджетных субсидий на покупку техники и оборудования.

Российский рынок сельхозтехники в 2010 г., по оценке «Росагромаша», составил $1,99 млрд, на российскую и собранную в России технику (покупки импортной не субсидируются) пришлось $1,078 млрд.

Не помог в 2010 г. крестьянам и «Росагролизинг». «Объем закупок через «Росагролизинг» был невелик и на рынок влияния не оказал, а субсидирование ставок по кредитам на российскую технику началось только во втором полугодии», – констатировала пресс-служба «Росагромаша».

Замруководителя сельхоздепартамента Краснодарского края Высокопоясный говорит, что для обеспеченного техникой региона небольшое сокращения парка закономерно (краевой парк тракторов в 2010 г. сократился на 219 единиц, комбайнов стало больше на 188): сельхозпроизводители приобретают современные широкозахватные орудия, а поступающие в парк тракторы более мощные и производительные: сейчас средняя нагрузка на трактор – 124,6 га, в 2014 г. она должна вырасти до 170 га. Нагрузка на один ЗУК в крае – 321,5 га, к 2020 г. она должна вырасти до 500 га также за счет поступления более производительных машин. Однако Высокопоясный признает, что темпы обновления тракторного парка в крае недостаточны – 3,5–4,5% в год при необходимых 8–9%.

Как пойдет утилизация

В «Ростсельмаше» считают, что рынок комбайнов завершит падение в 2013 г., до 2018 г. будет продолжаться период роста, затем наступит период адаптивных колебаний. «Росагромаш» прогнозирует рост к 2020 г. парка тракторов до 447 200 единиц, ЗУК – до 97 500 единиц. Главным фактором роста будут, по мнению Евгения Корчевого, высокие цены и спрос на продукцию сельского хозяйства. Он предсказывает рост в этом году на 15–30%.

По словам Микая, Минпромторг продолжает разрабатывать программу утилизации сельхозтехники, но в ней много технических сложностей, от которых зависит, согласится ли Минфин ее финансировать и в каких объемах. «Нам надо четко понимать, что мы утилизируем, что было выпущено, что продано и что зарегистрировано. Например, производитель может отгрузить дилеру технику, она у него хранится, но не попадает к сельхозпроизводителю. Есть данные, что только 60–70% зарегистрированной техники старше 10 лет реально эксплуатируется. Часто бывает, что технику продают, но не отдают на нее документы, пока покупатель не заплатит, но тот мог запустить технику в работу», – перечисляет Микая.

«Затруднительно использовать схему физической утилизации, когда старые машины свозятся на специализированные предприятия: комбайны весят по 15 и более тонн, тракторы могут весить и более 20 т, – продолжает чиновник. – Утилизацию надо делать на месте. Кто именно будет осуществлять утилизацию, обсуждается. Позиция Минпромторга такова, что надо сделать все как можно проще для владельца техники». По программе утилизации можно будет покупать только российскую технику, отвечающую определенным критериям, которые сейчас разрабатываются, продолжает Микая, но «Ростсельмаш», Петербургский тракторный завод туда точно попадут.

Минпромторг совместно с «Росагромашем» разработали Стратегию развития сельскохозяйственного машиностроения до 2020 г., но она не утверждена. «Все наши основные предложения по поддержке отечественного производства Минпромторг проигнорировал», – сетует председатель совета директоров «Нового содружества» (владеет «Ростсельмашем») Константин Бабкин.

«Ростсельмаш» в 2010 г. удержал больше половины российского рынка ЗУК, поставив, по данным «Росагромаша», около 2300 комбайнов (весь рынок – 4400). «Мы будем занимать половину российского рынка, вторую половину поделят импорт и белорусы [госпредприятие «Гомсельмаш»]», – заявляют в пресс-службе «Ростсельмаша». В прошлом году, по данным «Росагромаша», в России собрано 1397 ЗУК (примерно половина – сборка «Гомсельмаша», имеют сборочные производства также Claas и John Deer).

«Мы опрашивали иностранных производителей, они говорят, что могут обеспечить через шесть лет 30% локализации по самоходной технике, 50% – по прицепной. Сильно мешает локализации очень низкое качество компонентной базы», – говорит Микая. Доля российских комбайнов в парке сократилась в прошлом году с 88 до 84%, сообщили в «Ростсельмаше».

Рынок тракторов консолидирован. В прошлом году большая его часть пришлась на импортную технику – 12 908 шт. (+60,4%, в основном «Беларусы» производства Минского тракторного завода), 5688 – сборка иностранных тракторов (+29,85, также в основном «Беларусы» и машины Харьковского тракторного завода), 619 – отечественные (-28,2%).