Пьют, что подешевле

Производство водки в Краснодарском крае серьезно снизилось в I квартале, в Ростовской области обороты отрасли могут сократиться по итогам года. Виноваты дешевая водка с Северного Кавказа и предстоящее перелицензирование производителей и дистрибуторов

По сравнению с I кварталом 2010 г. производство водки в Краснодарском крае снизилось, по данным Краснодарстата, почти вдвое до 82 600 дал. Тенденция началась раньше: краевой департамент потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя сообщал о падении за 11 месяцев 2010 г. на 27,9% до 767 100 дал по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. Департамент объяснял это уменьшением покупательской способности населения и проникновением на рынок нелегальной продукции по низким ценам. Вчера на запрос «Ведомостей» в департаменте не ответили.

«Легальным производителям из-за необходимости поднимать цены все сложнее конкурировать с дешевой продукцией Украины и Северного Кавказа», – говорит коммерческий директор ЗАО «Крыловское» (выпускает водку и коньяк) Срап Акопян. По его словам, «Крыловское» могло бы выпускать больше продукции экономсегмента, но сейчас приходится работать только в среднем и премиум-сегментах. Производственные показатели он не раскрыл (мощность завода – около 25 000 дал в месяц), но завод работает почти на полную мощность. О предстоящем перелицензировании предпочитают не думать. «Придет время – посмотрим, как сложится», – говорит Акопян. На всякий случай бизнес потихоньку диверсифицируют: два месяца назад запустили завод по выпуску лимонада.

В 2011 г. объемы производства водки в крае могут упасть вдвое (в 2010 г. выпущено около 900 000 дал), говорят Акопян и другой участник рынка. Крупнейшие заводы края – ЛВЗ «Фортуна» (Тимашевск), ЗАО «Георгиевское» (Туапсе), ЗАО «Кристалл» (Усть-Лабинский район). Телефоны всех трех вчера не отвечали. Они работают, но не в полную мощность, знает участник алкогольного рынка. Водку в крае выпускают 7–8 ЛВЗ, остальную алкогольную продукцию – почти 50 предприятий.

В Ростовской области, по данным областного департамента потребрынка, осталось всего два крупных производителя водки (два года назад было семь): «Южная столица» (входит в ГК «Регата», 538 000 дал в 2010 г. – около 75% всего объема выпускаемой в области водки) и ЛВЗ «Ламос». По словам гендиректора «Регаты» (выпустили 115 000 дал водки) Владимира Ковалева, эти производители обеспечили области в целом рост объемов выпуска, снижения выпуска продукции в I квартале не произошло (см. также диаграмму). Но из областных производителей никто не уверен, что по итогам года возможно улучшить показатели, утверждают Ковалев и гендиректор «Ламоса» Александр Мандрыкин.

«Ситуация непонятная: поступает много противоречивой информации о бюрократизме, проблемах, о неких списках лицензируемых предприятий, в которые еще надо суметь попасть», – рассуждает Мандрыкин. Бессмысленно говорить о прогнозе, перелицензирование завода должно пройти 23 июня, до этого момента мы не утверждаем даже годовой план, вторит Ковалев. Водка экономсегмента сильно просела после введения минимальной цены (98 руб. в рознице), а львиная доля производителей водки были в этом сегменте, продолжает Мандрыкин. Показатели «Ламоса» в I квартале остались на прежнем уровне, продажи не упали, но просел экономсегмент, уверяет Мандрыкин (на сколько упало производство, он не говорит). В месяц завод производит около 20 000 дал водки.

Сейчас много нелегальной водки из Кабардино-Балкарии и Северной Осетии продается именно по минимальной розничной цене 98 руб. за 0,5 л, сетует Мандрыкин. Легальные производители могут сохранять рентабельность при минимальной цене 115 руб. за 0,5 л, говорит он и с ним соглашается Ковалев. Повышение цен на легальную продукцию приводит к снижению собираемости акцизов, а не к снижению потребления, предупреждает Ковалев.

В 2010 г. в России выпито 230 млн дал водки и ликероводочных изделий (включая суррогат), по данным отраслевого агентства ЦИФРРА. Акциз выплачен только с 80 млн дал, хотя через розницу продано 150 млн дал, говорит гендиректор ЦИФРРА Вадим Дробиз. По его словам, учитывая ужесточение лицензионных требований и увеличение минимально допустимой цены водки (почти в два раза за последние три года), в регионах ожидается рост потребления суррогата и, наоборот, сокращение спроса на легальную водку. Большая часть дистрибуторов и ликероводочных заводов не пройдет предстоящего лицензирования, а оставшиеся сильно сократят ассортимент, дистрибуция больше не будет работать с прежними объемами, прогнозирует Дробиз.