Серп и молот как цветочек

«100% Иваново» – выставка пропагандистского ситца 20-х гг. – занимательное, но дополнение к дорогой подарочной книге
У мастеров текстиля ценна любая деталь/ Е. Разумный/ Для Ведомостей

Крошка самолетик пчелкой опыляет пышнотелые аленькие цветочки, электрические лампочки свиваются в плодородные гроздья, лепестки и горошки, как тайну, хранят на себе мелко выписанный призыв к пролетариям всех стран, серпы с молотами выстраиваются в элегантную английскую полоску. Большинство сюжетов ситцев, бязей и шерстянок, произведенных на ивановских ткацких фабриках в 20–30-е гг. прошлого века, комичны. Однако многие образцы ивановского агиттекстиля, показанные на выставке в бывшем Музее революции, сделаны виртуозно. Над новыми темами работали опытные мастера – такие, как виртуоз Сергей Бурылин, – еще при царском режиме изучившие правила построения орнаментов и рисунков для тканей.

Тиражный агитационный текстиль – не совсем тот, что вдохновенно изобретали студенты Вхутемаса под руководством прогрессисток Любови Поповой и Варвары Степановой. Те предпочитали абстрактные рисунки, а на ивановских фабриках авангардистские заморочки использовали по-своему, относились к тракторам, пионерам и индустриализации, как к освоенным «огурцам», «бобам» и розам, т. е. считали декоративным элементом.

Выставка «100% Иваново» сделана Ивановским государственным историко-краеведческим музеем, выигравшим конкурс «Первая публикация» благотворительного фонда Владимира Потанина. Так провинциальный музей получил возможность опубликовать свою коллекцию агиттекстиля и показать ее в Москве.

Получается, что выставка – приложение к книге-альбому с тем же надуманным названием. Дизайнер Евгений Корнеев делает книги победителей «Первой публикации» с изощренной фантазией. Дело в том, что они становятся подарком бизнес-партнерам и друзьям компании Потанина и, видимо, поэтому имеют впечатляющие размеры, громко манифестирующие ценность издания. Изящная, яркая, безупречно созданная новая книга, подробно рассказывающая не только об агиттекстиле, но и вообще об Иванове как «третьей пролетарской столице», лежит на выставке ценнейшим экспонатом. К сожалению, одна.

Пояснения к выставке, доступные зрителю, – краткие и банальные. А она в них нуждается. Ивановская ситцевая пропаганда – не проявление наивного революционного энтузиазма, а результат жесткой борьбы за власть группы левых художников, легко спекулирующих революционной фразой. Вскоре они проиграли другим художественным группировкам, и вот уже в 1930 г. газета «Правда» спрашивала читателя, не есть ли трактора на ситце вредительство и сознательное глумление над пролетариатом. Об этом обстоятельно и спокойно рассказано в статьях книги (обещают часть ее тиража передать в музеи и библиотеки), не зная этих текстов, можно подумать, что выставка не о трагическом, а о комическом явлении нашей истории.