Бензина нет

Россия столкнулась с дефицитом бензина. По данным ФАС, Российского топливного союза (РТС) и местных СМИ, проблемы с заправкой есть почти в десятке регионов

Пока «Роснефть» и «Газпром нефть» пытались объясниться, а губернатор Алтайского края Александр Карлин просил не нагнетать панику, появились новости и из других регионов – Брянской, Белгородской, Мурманской областей, Красноярского края, Санкт-Петербурга, Воронежа, Новосибирска и Сахалина.

Первым забил тревогу Алтайский край. В регионе бензиновый дефицит, причины выясняются, объявило вчера краевое УФАС. С 23 апреля на местных АЗС есть проблемы с заправкой из-за отсутствия топлива, говорится на сайте ведомства, поступают многочисленные обращения граждан и муниципальных властей.

На заправках крупнейших операторов региона – «Газпром нефти» и «Роснефти» – выдают по 20 л бензина на машину и только для корпоративных клиентов. А 300 независимых АЗС, по данным «РИА Новости», не продают топливо уже два дня.

На Сахалине, в Алтайском крае, Петербурге, Воронеже и Новосибирске ситуация складывается самая «неблагоприятная» – это цитата из вчерашнего пресс-релиза ФАС по итогам встречи с представителями РТС. Причем это не собственные данные ФАС, ссылка в пресс-релизе – на президента РТС Евгения Аркушу.

Насколько это соответствует действительности, ФАС сейчас сказать не может, заявил «Ведомостям» представитель ведомства, служба будет разбираться. Но руководителям нефтяных компаний уже направлены предупреждения о необходимости стабилизации ситуации, отмечается в пресс-релизе ФАС, запрошены объяснения о причинах возникновения товарного дефицита. Кроме того, ФАС проинформирует о ситуации премьер-министра и Минэнерго, обещает служба. С представителем премьера связаться не удалось: его телефон вчера вечером не отвечал.

А между тем к моменту сдачи газеты список пострадавших регионов продолжал расширяться. Один из участников встречи рассказал «Ведомостям», что были там и представители регионов. О дефиците топлива заявили люди из Красноярского края, Воронежской области, Петербурга и Москвы, отмечает он: «Хотя ситуация там пока не такая острая, как на Алтае».

В Брянской области, по данным «Российской газеты», в выходные из свободного доступа исчез Аи-95 (он продавался только корпоративным клиентам), а Аи-92 наливали по 10–20 л в один бак; на ряде заправок Аи-92 подорожал сразу с 21 до 27 руб. «Белгороднефтепродукт» («дочка» «Роснефти») ввел ограничение на единовременный отпуск Аи-92 и Аи-95, региональное управление ФАС ведет проверку, сообщила его пресс-служба. В Мурманской области с заправок также исчезают Аи-92 и Аи-95, пишет «Комсомольская правда»; ситуацию осложняют «физлица» – раз дефицит, то и стремятся купить больше, заявили изданию на АЗС «Роснефти».

Главная причина кризиса – в недавних действиях властей, уверен исполнительный директор МТА Григорий Сергиенко: в феврале премьер Владимир Путин поручил нефтяным холдингам снизить цены, экспорт стал для них выгоднее, независимым АЗС купить бензин у холдингов стало просто невозможно плюс идут плановые ремонты на нескольких НПЗ, отсюда и дефицит. По данным Росстата, в I квартале производство бензина осталось на прошлогоднем уровне – 8,9 млн т, а экспорт вырос с 1,2 млн до 1,8 млн т, что и спровоцировало дефицит, добавляет замдиректора ИАЦ «Кортес» по развитию Павел Строков.