Вернуть карательное право


Председатель комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин, его первый зам Александр Москалец и первый зампред комитета по науке Андрей Кокошин внесли в Госдуму проект поправок в закон «О судах общей юрисдикции», уточняющий полномочия руководителей судов по привлечению судей к дисциплинарной ответственности (вплоть до увольнения). Предельно широкие полномочия – у председателя Верховного суда (ВС): он вправе ставить вопрос перед квалификационной коллегией судей о дисциплинарном взыскании в отношении своих заместителей, членов самой коллегии, Совета судей, председателей судов регионов и вплоть до мировых судей. Председателям судов регионов разрешат инициировать такие меры в отношении заместителей, а руководителям районных судов – в отношении непосредственных подчиненных и мировых судей.

Закон «О судах общей юрисдикции», принятый в январе 2011 г., является базовым, напоминает Москалец. Некоторые законы, которые ранее регламентировали вопросы деятельности судебной системы, отменены. Новые требования – в том числе и к судебной системе – вызвали необходимость расширения возможностей председателя ВС по решению вопросов привлечения к ответственности нижестоящих судей.

Собеседник «Ведомостей» в судейском сообществе говорит, что на самом деле объем полномочий председателей судов не изменится: председатель и раньше мог поставить перед квалификационной коллегией любого уровня вопрос о привлечении судьи к ответственности. Просто, когда принимали закон «О судах общей юрисдикции», часть полномочий председателей туда забыли включить, а теперь приходится исправлять ошибку. Возникший в законодательной базе пробел не привел к серьезным последствиям: «дисциплинарные» полномочия председателей судов прописаны и в законе об органах судейского сообщества, но не так подробно.

Это не первый случай, когда техническая ошибка законодателя меняет содержание закона. В 2006 г., после внесения поправок в Налоговый кодекс, оказалось, что информацию о налоговых долгах граждан и корпораций может теперь получить практически любой желающий. А в 2009 г. президент Дмитрий Медведев подписал текст закона о госзакупках, отличный от одобренного депутатами: в думском варианте электронные аукционы для размещения госзаказа определяет Минэкономразвития, а в президентском – правительство.