Атомные тезисы

Дмитрий Медведев разослал коллегам из других стран предложения по ужесточению регулирования ядерной энергетики, вызванные аварией на АЭС «Фукусима» в Японии

По словам сотрудника одного из институтов Росатома, эти предложения отражают то, как в России виделась ситуация на «Фукусиме» в первое время после аварии: было ощущение, что японской стороне не хватает координации всех ведомств, а объем информации зарубежным партнерам предоставлялся недостаточный. Пересмотр норм регулирования ядерной энергетики в сторону ужесточения после «Фукусимы» неизбежен и важно, чтобы он был сбалансирован, а не представлял собой попытку переписать эти правила так, чтобы нанести ущерб конкурентам, говорит атомщик, российские предложения в этом аспекте сбалансированные и умеренные.

О российских предложениях по укреплению безопасности в ядерной энергетике вчера во время визита в Чернобыль по случаю 25-летия аварии заявил президент Дмитрий Медведев. Эти предложения разосланы в Международное агентство по атомное энергии (МАГАТЭ), а также лидерам СНГ, BRICS и «восьмерки», говорится на сайте Кремля, где опубликовано их изложение.

Согласно российским предложениям, страны, желающие построить у себя АЭС, должны будут заранее иметь планы действий в чрезвычайных ситуациях, иметь у себя инфраструктуру, построенную при помощи поставщика АЭС и согласно стандартам МАГАТЭ. Нормы безопасности АЭС в сейсмоопасных зонах, а также в зонах воздействия иных катаклизмов, в том числе комплексных (как случилось в «Фукусиме», на которую обрушилось землетрясение и цунами), должны быть пересмотрены.

Каждая страна, имеющая АЭС, должна разработать четкий регламент взаимодействия правительства, надзорного органа и эксплуатирующей организации в случае кризиса. А пропорционально тяжести кризиса по шкале INES МАГАТЭ должен расти открываемый объем информации о ситуации.

Ядерная безопасность – вещь очень конкретная и волнующая весь мир, особенно после «Фукусимы», поэтому предложения Медведева в данном случае все-таки могут быть пристально рассмотрены в отличие от его отвлеченного договора о европейской безопасности или предложений по борьбе с глобальным потеплением, отмечает эксперт по внешней политике Федор Лукьянов. Авторитета добавляет и печальный опыт Чернобыля, после которого Россия серьезно повысила уровень безопасности атомных объектов, считает Лукьянов.