Тороватый малый

Новейший кинокомикс «Тор» (Thor) подкупает щедростью. Сколько богов! Сколько миров! Сколько костюмов! Сколько спецэффектов! Сколько глупости! Ну что же, воспоем ей похвалу
outnow.ch

Между прочим, это большое, богатое кино – всего лишь эпизод в усилении экранного могущества империи комиксов Marvel, на службе которой состоят такие супергерои, как Железный Человек, Человек-паук, люди Икс, Халк и Капитан Америка. Скандинавские боги попали в ту же корпоративную кабалу. Можно, конечно, гневаться, метать молнии и громы, но ничего не поделаешь: Одину, Тору и Локи приходится выступать в жанре «тупой и еще тупее». Кажется, им нравится.

Завязка «Тора» привычна. Кто только не прилетал с небес в американские пустыни. И для чего, в конце концов, эти пустыни, если не для высадки марсиан, супергероев и прочих шведов. Или датчан, кто их, древних скандинавов, разберет. В общем, пытливая девушка-астрофизик (Натали Портман) и ее ученые друзья (Стеллан Скарсгаард и Кэт Деннингс) изучают редкое атмосферное явление типа северного сияния (но на юге). Тут начинается смерч, ученые смело едут прямо в него и сбивают своим тарантасом белокурого, очень мускулистого и слегка небритого молодого человека (Крис Хемсворт).

А ничего, симпатичный, с академической ясностью осознает героиня Портман и пресекает попытку простодушной коллеги сделать пострадавшему искусственное дыхание.

Пока парня везут в больницу, с неба прилетает молот, брошенный богом-всеотцом Одином вслед изгнанному сыну Тору, осмелившемуся вопреки Одиновой воле ввязаться в конфликт с ледяными великанами. Вокруг этого молота полфильма и будет сыр-бор, забор и секретные материалы. Великанам тоже мало не покажется.

Долго сага сказывается, но картина-то идет всего два часа 10 минут. И хотя для целевой аудитории (дети примерно до 12) этот хронометраж уже на грани терпения, сюжету нужна изрядная компрессия.

Сценаристам (пять человек, не считая трех авторов комикса) надо успеть вкратце обрисовать историческую и текущую политическую ситуацию в паре запредельных миров, адаптировать запальчивого бога к американской действительности, ввернуть научное объяснение насчет пространственно-временного континуума (запомните, дети: кон-ти-ну-ум), наметить лирическую линию и, наконец, создать краткий, но счастливый и по-своему блистательный миг настоящей гармонии между наукой и религией: сцена, в которой молодой бог и умудренный ученый, отбросив сословные стереотипы, пьют в баре «ерша», за две минуты оправдывает существование всего фильма «Тор».

Британскому режиссеру Кеннету Бране, известному экранизациями Шекспира, пришлось, как ни странно, легче. Пока соответствующие специалисты рисовали на своих суперкомпьютерах фантастические пейзажи мира скандинавских богов и мира ледяных великанов, Брана, очевидно, занимался привычным делом – ставил костюмную драму. По собственному признанию – с аллюзиями на шекспировскую хронику «Генри V». Хотя в богатом шекспировском багаже можно подыскать и более популярные параллели. Сэр Энтони Хопкинс, сыгравший одноглазого Одина, разумеется, изобразил короля Лира, адаптированного для школьной хрестоматии. Том Хиддлстон в роли коварного приемыша Локи отправил комический привет незаконнорожденному Эдмонду из той же пьесы.

А тем временем австралиец Крис Хемсворт – Тор успел показать не только изрядную мускулатуру и готовность дать любому встречному богу или смертному в табло, но и умение галантно целовать даме ручку.