Были они на выдумки хитры

«Альтернативная мода до прихода глянца» убедительно доказывает, что наличие развитой модной индустрии не обязательно для появления модных людей, даже наоборот
Гараж

Пустые магазины не мешали модникам модничать: недостаток средств раззадоривал воображение, недоумение прохожих толкало на все более вызывающие эксперименты. Альтернативная мода снова входит в моду, особенно на фоне увлечения 80-ми, которые теперь представляются золотым веком постсоветской эпохи. К ним подтягиваются ранние 90-е с клубным движением и радостями не такими невинными, как пиво «Жигули».

Фотовыставка в «Гараже» открылась почти сразу после выставки рачительного собирателя фантастического старья Петлюры в «Галерее на Солянке», так что возрождение интереса к самопальному фэшену последних советских десятилетий очевидно. Уставшим от сетевых брендов модникам хочется приобщиться к временам доиндустриальным, наивным, бедным, когда костюм был, по выражению куратора выставки Михаила Бастера, не костюмом, а именно нарядом, а модельеры были не модельерами, а художниками.

Бастер – маргинальный ученый, уличный архивариус, знающий ушедшие моды московских бульваров и окраин не понаслышке: он собирает материалы о субкультурах и как истинный культуролог может прилепить точный ярлык к любому явлению, будь то «панк-дендизм на базе тишинских накоплений» или «советский неоклассицизм». Эта выставка – вершина айсберга его знаний и накоплений, рекламная открытка для большого архивного проекта, который он ведет. Вместе с сокуратором, Ириной Меглинской, экспозицию они решили не слишком масштабно, так что, посмотрев, только раззадоришь интерес.

Захочется еще – и с подробностями, а лучше целую книгу. Материал на выставке подан не исторически – это попурри из съемок 80-х и 90-х, разных художников и разных историй. Съемки моделей от Кати Филипповой 1995 г. для журнала «Птюч» чередуются с фотосессией «Моды Петровского бульвара» 1990 г. для культового журнала I-d, где переодетые в собранные Петлюрой причудливые порождения советской легкой промышленности разных лет модели позируют в экзотических интерьерах петровского сквота. За каждой фотосессией, как говорит Бастер, стоит целая история. Вот съемка с моделями Ирины Афониной 1988 г. – она сделана для некоего итальянца: он был так увлечен советской эстетикой, что хотел открыть на родине советский бутик, но Союз рухнул, и затея провалилась. Вот прекрасный юный панк с вызывающим взглядом в слишком большом для него пиджаке: стилистом тут выступил легендарный Гарик Асса, министр моды Новых художников, и снимок попал в 1988 г. на обложку журнала The Face.

Кто манипулировал советскими сакральными символами, действуя в духе соц-арта: галифе из Военторга, красные звезды, имитация орденов и армейские фуражки как лучший аксессуар; кто, как дуэт Ла-Ре, сочинял безумные архитектурные шляпы; кто, как Елена Худякова, реконструировал модели по эскизам конструктивистов. Скорее всего, эти художники не были способны сшить хорошо сидящие брюки, зато могли на скорую руку перекроить обноски старой идеологии в праздничный наряд для новой жизни.