Были они на выдумки хитры
«Альтернативная мода до прихода глянца» убедительно доказывает, что наличие развитой модной индустрии не обязательно для появления модных людей, даже наоборотПустые магазины не мешали модникам модничать: недостаток средств раззадоривал воображение, недоумение прохожих толкало на все более вызывающие эксперименты. Альтернативная мода снова входит в моду, особенно на фоне увлечения 80-ми, которые теперь представляются золотым веком постсоветской эпохи. К ним подтягиваются ранние 90-е с клубным движением и радостями не такими невинными, как пиво «Жигули».
Фотовыставка в «Гараже» открылась почти сразу после выставки рачительного собирателя фантастического старья Петлюры в «Галерее на Солянке», так что возрождение интереса к самопальному фэшену последних советских десятилетий очевидно. Уставшим от сетевых брендов модникам хочется приобщиться к временам доиндустриальным, наивным, бедным, когда костюм был, по выражению куратора выставки Михаила Бастера, не костюмом, а именно нарядом, а модельеры были не модельерами, а художниками.
Бастер – маргинальный ученый, уличный архивариус, знающий ушедшие моды московских бульваров и окраин не понаслышке: он собирает материалы о субкультурах и как истинный культуролог может прилепить точный ярлык к любому явлению, будь то «панк-дендизм на базе тишинских накоплений» или «советский неоклассицизм». Эта выставка – вершина айсберга его знаний и накоплений, рекламная открытка для большого архивного проекта, который он ведет. Вместе с сокуратором, Ириной Меглинской, экспозицию они решили не слишком масштабно, так что, посмотрев, только раззадоришь интерес.
Захочется еще – и с подробностями, а лучше целую книгу. Материал на выставке подан не исторически – это попурри из съемок 80-х и 90-х, разных художников и разных историй. Съемки моделей от Кати Филипповой 1995 г. для журнала «Птюч» чередуются с фотосессией «Моды Петровского бульвара» 1990 г. для культового журнала I-d, где переодетые в собранные Петлюрой причудливые порождения советской легкой промышленности разных лет модели позируют в экзотических интерьерах петровского сквота. За каждой фотосессией, как говорит Бастер, стоит целая история. Вот съемка с моделями Ирины Афониной 1988 г. – она сделана для некоего итальянца: он был так увлечен советской эстетикой, что хотел открыть на родине советский бутик, но Союз рухнул, и затея провалилась. Вот прекрасный юный панк с вызывающим взглядом в слишком большом для него пиджаке: стилистом тут выступил легендарный Гарик Асса, министр моды Новых художников, и снимок попал в 1988 г. на обложку журнала The Face.
Кто манипулировал советскими сакральными символами, действуя в духе соц-арта: галифе из Военторга, красные звезды, имитация орденов и армейские фуражки как лучший аксессуар; кто, как дуэт Ла-Ре, сочинял безумные архитектурные шляпы; кто, как Елена Худякова, реконструировал модели по эскизам конструктивистов. Скорее всего, эти художники не были способны сшить хорошо сидящие брюки, зато могли на скорую руку перекроить обноски старой идеологии в праздничный наряд для новой жизни.