Али Абдалла Салех: «Если помощь США прекратится, Йемен превратится в Сомали»

Хитрый приспособленец, выживающий в любых политических бурях, – так эксперты характеризуют 65-летнего президента Йемена Али Абдаллу Салеха. Он борется за власть всеми правдами и неправдами. На прошлой неделе Салех согласился уйти в отставку – на ней настаивали оппозиция и международные посредники. Но только они облегченно вздохнули и стали готовиться к церемонии подписания соглашения с Салехом, как тот преподнес им сюрприз. В субботу он заявил, что передумал
AP

О чем договаривались

В обмен на неприкосновенность его самого, родственников и ближайшего окружения Салех в течение месяца должен был сдать дела вице-президенту. Оппозиция получила бы половину портфелей в новом кабинете, а в стране прошли бы внеочередные выборы. В обмен оппозиция обещала увести народ с улиц. Ведомости

По официальным данным, Салех родился 21 марта 1946 г. Правда, ряд источников утверждает, что на самом деле год его рождения – 1942-й. Он выходец из небогатой семьи племени хашед, исповедовавшей зейдитскую ветвь шиитского ислама. Мальчика отдают в школу, но уже в 12 лет (если верить официальной биографии) он меняет парту на армию. В 1962 г. после революции в Северном Йемене вспыхивает гражданская война между республиканцами и монархистами. Она оканчивается только в 1970 г. Салех встает на сторону республиканцев, показывает себя храбрым воином и получает ранение во время боев, утверждает ВВС. Перспективный офицер (в 1963 г. Салех получил низшее офицерское звание – второй лейтенант) к 1970-м гг. дорастает до подполковника. В 1974 г. помогает полковнику Ибрагиму аль-Хамди устроить государственный переворот, а 17 июля 1978 г. Народный совет большинством голосов избирает Салеха новым президентом Северного Йемена. Это было смертельно опасным делом. Его предшественники – Ибрагим аль-Хамди и сменивший его Ахмад аль-Гашими – были убиты. Покушались и на самого Салеха, но он устоял.

Сейчас Йемен – одна из беднейших арабских стран. По данным Всемирного банка, страна находится на 143-м месте в мире по ВВП на душу населения в 2009 г. – $1118. «При Салехе львиная часть бюджета тратилась на силовые ведомства, которыми управляли близкие родственники президента. Ключевые позиции в экономике также были отданы родне президента, – говорит старший научный сотрудник Центра арабских исследований Института востоковедения РАН Сергей Серебров. – В результате зависимость страны от импорта продовольствия заметно выросла, чему способствовал и высокий прирост населения – более 3% в год. Зависимость от внешнего финансирования также усилилась, а доходы от экспорта нефти не были использованы эффективно. Уровень жизни людей неуклонно падал».

Но Салех всеми правдами и неправдами пытается удержаться у власти. Он обещает уйти из политики только ради того, чтобы потянуть время, пишет ВВС. «Это понятно: перед его глазами – судьба Саддама Хусейна, Бен Али, Мубарака, – комментирует президент Института религии и политики Александр Игнатенко. – Салех не просто тянет, а выигрывает время. Он чувствует, что аравийская конъюнктура может сложиться в его пользу. По большому счету, назревает аравийско-иранская война – и тогда в Салехе, сидящем на юге Аравийского полуострова, в «мягком подбрюшье» у саудитов, будут нуждаться. Ведь он ведет себя вполне лояльно по отношению к саудитам, к США, в том числе реально борется с «Аль-Каидой».

Не один десяток лет эксперты пророчили конец его правления – а он держался, уважительно писали в 2009 г. американские дипломаты в депешах, попавших в распоряжение Wikileaks. Салех всю жизнь балансирует между разными политическими силами. Такая уж ему досталась страна. В 2004 г. шейх сейид Хусейн Бадр ад-Дин аль-Хуси раскритиковал политику Салеха. Слово за слово – дело дошло до открытого противостояния, аль-Хуси был убит в ходе спецоперации. С тех пор с повстанцами на Севере, которых возглавляет уже брат мятежного шейха, идет война. На другом конце страны против Салеха выступает сформированное в 2007 г. из разрозненных местных организаций, появившихся после гражданской войны 1994 г., сепаратистское Мирное движение Юга. Кроме того, по информации западных СМИ, в стране активно действует «Аль-Каида», создав там тренировочные лагеря.

Здесь проявилась еще одна хитрость Салеха, пишет на страницах журнала The National (ОАЭ) профессор Университета Принстона Грегори Джонсен, – раздувать любой конфликт из локального в региональный масштаб, чтобы привлечь внимание и, если нужно, помощь международного сообщества. Так, конфликт с хусистами на Севере благодаря пропагандистским усилиям Салеха из религиозных и политических разногласий превратился в борьбу с приспешниками «Аль-Каиды». Вместо справедливого решения проблемы Юга президент Салех не останавливался перед обвинением местных оппозиционеров в сотрудничестве с террористами, чем только способствовал консолидации и росту движения протеста на Юге, считает Серебров.

«Позиции Салеха никогда не были особо сильны после 1990 г., но стали слабеть еще больше с конца 1990-х гг. по мере того, как основным средством решения политических проблем сделались репрессии, – говорит Серебров. – В результате многие районы Южного Йемена погружались в перманентные акции протеста, направленные против присутствия там сил северян».

Как будто мало трех очагов нестабильности, жизнь Салеху отравляют разнообразные конфликты. Вот лишь некоторые из них. В 1995 г. войска Эритреи попытались захватить острова архипелага Ханиш в Красном море. В итоге в 1999 г. острова были поделены между государствами в соответствии с решением международного арбитража в Гааге. В 2000 г. террористы взорвали в порту Адена американский эсминец Cole, в 2002 г. взрыв вблизи французского танкера Limburg оставил нефтяное пятно в Аравийском море. В 2008 г. атаковано посольство США в Сане. «С 1997 г. не прекращаются уличные демонстрации, – рассказывает Серебров. – Своего пика экономические волнения, пожалуй, достигли в 2005 г. на фоне галлопирующей инфляции и снижения занятости после закрытия предприятий по рекомендациям МБРР и МВФ, от которых зависело получение кредитов».

«Его тактика – вносить замешательство, а порой и сеять страх в рядах тех, кто может ему угрожать», – говорит эксперт по Йемену Сара Филипс в статье в Guardian. «Многие политические манеры он заимствовал у предшественников – имамов, которые сосредоточивали все силы на поддержании власти путем разжигания раздоров, – говорит Серебров. – Можно сказать, что после 1990 г. эти методы применялись им чрезмерно, слишком явно. Это в конце концов вызывало критику и со стороны его могущественного соратника шейха Абдаллаха ал-Ахмара, который до конца жизни верил, что в Йемене будет создано исламское государство, по определению основанное на гармонии».

При этом американские дипломаты уверены, что президент всегда хочет сохранить в своем распоряжении все пути решения проблемы и редко когда отказывается от переговоров. «Салех известен тем, что ведет переговоры с внутренними противниками, в том числе с «Аль-Каидой», – писали американские дипломаты. – Годами он договаривался с исламскими экстремистами, использовал, подкупал их и обманывал ради достижения своих целей».

Верный себе и сейчас – в противостоянии с оппозицией – Салех чередует кнут и пряник. В феврале, когда волнения только начинались, он попытался успокоить недовольных. Салех заявил, что по окончании очередного президентского срока в 2013 г. ни он, ни его сын не будут претендовать на власть. Не помогло. Тогда 18 марта был открыт огонь по демонстрантам, погибло около 50 человек. Салех ввел чрезвычайное положение и 20 марта отправил правительство в отставку. Не помогло. 21 марта ряд политиков и военных, в том числе сводный брат президента, командующий Северо-Восточным округом Йемена генерал Али Мохсен аль-Ахмар, заявили, что поддерживают мятежников.

В ответ было объявлено об амнистии бунтарям-военным, а Салех лично встретился с Мохсеном. После чего генерал публично отказался от участия в борьбе за власть. Также Салех пообещал уйти к концу года с поста президента. Не помогло. Оппозиция парировала, что ждать конца года слишком долго.

Тут от Салеха отказались американцы. The New York Times утверждает, что в конце марта те дали знать союзникам: дальнейшее нахождение его у власти нецелесообразно. Правда, не решились настаивать на его уходе в открытую. Тогда Салех прибег к посредникам. Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива, который раньше помог правительству Бахрейна справиться с выступлениями оппозиции, на этот раз убедил оппозицию и Салеха условиться, что через месяц тот сложит с себя полномочия, а затем состоятся президентские выборы.

«Вообще-то, когда Салех 32 года назад пришел к власти, никто не ожидал, что этот подполковник и на тот момент явно не самый могущественный представитель конфедерации племен «Хашид» сможет так долго управлять страной. Но Салех оказался сильным управленцем, объединителем Севера и Юга страны», – говорит Виталий Наумкин, глава Центра стратегических и политических исследований.

В конце 1980-х гг. экономика Южного Йемена сильно пострадала из-за кризиса в СССР, оказывающего этой стране экономическую поддержку. Салех использует этот шанс, чтобы договориться в 1990 г. о создании единого Йемена. Лидер южного соседа, генсек Йеменской социалистической партии Али Салем аль-Бейд становится вице-президентом при Салехе, но не смиряется с второстепенной ролью. В августе 1993 г. он возвращается из поездки в США, где встречался с вице-президентом Альбертом Гором, не в столицу объединенного Йемена Сану, а в бывшую столицу Южного Йемена Аден и разворачивает антисалеховскую риторику. В частности, обвиняет его в убийствах членов Йеменской социалистической партии после объединения и несправедливом распределении нефтяных доходов.

Салех пытается договориться мирным путем – предлагает Югу финансово-административную автономию. Не помогает. К тому времени армии обоих Йеменов не успели объединиться, и в апреле 1994 г. начинаются первые столкновения. 21 мая аль-Бейд объявляет о создании Демократической Республики Йемен. Но уже 7 июля Аден взят войсками Салеха, а повстанцы бегут за границу. Впрочем, желающие могут вернуться – Салех объявляет амнистию всем, кроме группы главных заговорщиков.

С самых первых дней у власти в стране, где слишком много желающих стать президентом, Салех сделал ставку на верных ему людей. «Его родственники и соплеменники занимают ключевые посты в силовых структурах. Конечно, у Салеха есть замашки диктатора», – говорит Наумкин.

В 2009 г. депутат правящей партии «Всеобщий народный конгресс» и, как утверждает Wikileaks, двоюродный брат Салеха Мохаммед аль-Кади открыто обвинил президента в бедственном положении страны. Американским дипломатам он рассказал, что «в 1994 г. [Салех] решил, что он единственный человек, который может принимать решения в этой стране», и добавил, что президент прислушивается к мнению только ближайших родственников: «Я попытался рассказать ему, что у Йемена серьезные проблемы, но он рассердился и выставил меня вон». Другие источники, по словам дипломатов, еще в 2005 г. утверждали, что Салех все больше изолируется от окружающих и считает себя истиной в последней инстанции.

При этом аль-Кади не видит, кто бы мог заменить Салеха на посту президента: «Основная проблема Йемена в том, что парламент, судебная система и все министерства напрямую подчиняются президенту». Аль-Кади утверждал, что спикер парламента получает приказы напрямую от Салеха – порой всего за несколько минут до начала заседания. Треть членов парламента малообразованна и не слишком озабочена выполнением своих прямых обязанностей, а еще треть – сторонники режима, говорит он.

К чести Салеха, нужно заметить, что, несмотря на волнения и войны, он не запрещал деятельность оппозиционных партий. В стране проходили парламентские и президентские выборы, на которых, правда, всегда побеждали пропрезидентский Всеобщий народный конгресс (ВНК) и Салех – в 1999 г. он получил 96,2% голосов, в 2006 г. – 77,17%. При этом в 2005 г. Салех заявил, что не собирался переизбираться, но слова своего в итоге не сдержал. «Союзник Салеха по войне 1994 г. – оппозиционная партия «Ислах» выразила ему открытое недовольство результатами парламентских выборов и в 2002 г. создала блок с Йеменской социалистической партией против партии Салеха ВНК, в который вошли еще пять мелких партий (так называемый блок партий совместного заседания), – говорит Серебров. – Победа Салеха на президентских выборах 2006 г. была бы под вопросом, если бы его родственник шейх Абдаллах ал-Ахмар, лидер «Ислаха», не поддержал его лично».

До начала народных бунтов на Востоке чуть ли не главной головной болью Салеха были повстанцы и террористы – в Йемене активно действует «Аль-Каида». После 11 сентября 2001 г. Салех осознал, что из-за этого его страна может стать объектом мести США. Он вылетел в Вашингтон и после переговоров с Бушем в ноябре 2001 г. объявил о поддержке американской войны с терроризмом. Салех не только санкционирует аресты подозреваемых в связях с «Аль-Каидой», но и позволяет американцам проводить на территории Йемена контртеррористические операции и бомбить расположенные в Йемене лагеря террористов. Ответственность он берет на себя, заявляя, что обстрел вели правительственные войска американским оружием.

В депешах, опубликованных Wikileaks, американские дипломаты жалуются, что Салех придерживается позиции «услуга за услугу» – после успешных операций он требует поставок военной техники «для борьбы с терроризмом». Его аппетиты доходят до дюжины современных вертолетов. Не стесняется он и играть на проблеме терроризма. «Если вы перестанете помогать, эта страна станет хуже Сомали», – заявил он американскому послу. По данным The New York Times, только за последние пять лет США оказали Йемену военную помощь на $250 млн.

«Пожалуй, его главным политическим качеством можно считать приспособление и выживание в самых сложных политических условиях, – заключает Серебров. – Сюрпризов можно ждать в любой момент. В том числе и когда все «дорожные карты» будут подписаны».