«Камаз» разгоняется

За четыре месяца «Камаз» продал почти в полтора раза больше грузовиков и комплектующих, чем год назад. Производители грузовиков надеются на лучшее: в России снова строят дороги, стадионы к Олимпиаде, Универсиаде и ЧМ-2018, а между тем парк грузовиков изношен минимум наполовину

ОАО «Камаз»

Автопроизводитель. Основные акционеры: госкорпорация «Ростехнологии» (49,9%), «Тройка диалог» (27,3%), Daimler (11%), ЕБРР (4%). Капитализация (на ММВБ) – 45,5 млрд руб. финансовые показатели (2010 г., консолидированная отчетность по РСБУ): выручка – 77,6 млрд руб., чистая прибыль – 2,2 млрд руб.

В I квартале продажи «Камаза» (около 14 000 готовых автомобилей, шасси, сборочных и ремонтных комплектов) на 45% больше, чем в январе – апреле 2010 г., сообщила компания. Продажи компании идут с опережением годового плана на 20–25%, после кризиса спрос на грузовики растет «стремительно» – увеличиваются объемы строительных и дорожных работ, радуется директор департамента по связям с общественностью автозавода Олег Афанасьев.

«Камаз-дизель» и «Камминз Кама» (СП «Камаза» и Cummins) выпустили и поставили заводу и сторонним потребителям свыше 15 000 двигателей и силовых агрегатов (рост на 33%), говорится в релизе автозавода.

На прошлой неделе совет директоров «Камаза» увеличил первоначальный прогноз по продажам на этот год: на 6,9% до 38 300 автомобилей, сообщала компания.

Группа ГАЗ пока не сообщила, сколько грузовиков выпустила за четыре месяца. «Соллерс» с января по май выпустил 989 и продал 1180 малотоннажных грузовиков Isuzu, сообщила директор по связям с общественностью Зоя Каика. В прошлом году компания, по ее словам, не работала, поскольку склады и так были переполнены.

С огромным количеством инфраструктурных проектов в стране – масштабные стройки в рамках подготовки к Олимпиаде, чемпионату мира по футболу, Универсиаде в Казани – спрос на грузовую, строительную и спецтехнику «в дальнейшем будет быстро расти», говорит аналитик «Инвесткафе» Максим Лобада. По его прогнозам, в 2011 г. продажи новых грузовиков в России могут вырасти «в пределах 50%» к прошлогодним объемам. В этом году рынок тяжелых грузовиков вырастет на треть до 72 000 автомобилей, рассчитывает директор по маркетингу и рекламе «Камаза» Ашот Арутюнян. Прогнозы «Урала» более скромные: компания ожидает роста на 10–15%, пропорционально увеличатся и продажи автозавода, говорит гендиректор Виктор Корман.

В сегменте легковых автомобилей на помощь отечественному автопрому пришла программа утилизации, а восстановление продаж грузовиков обусловлено возвратившейся уверенностью потребителей и подешевевшими кредитами, отмечает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Необходимость в замене устаревшего автопарка, имеющаяся у предприятий, и в перспективе программа утилизации, которую лоббируют производители, будут стимулировать продажи грузовиков, считает управляющий директор AG Capital Александр Агибалов. По данным НП ОАР, в России 62% грузовиков имеют срок эксплуатации более 10 лет и лишь 18% – менее 5 лет. По оценкам Лобады, износ парка по стране достигает 50–70%.

Еще один фактор роста продаж отечественных грузовиков – их цена, в среднем они вдвое дешевле импортных аналогов, добавляет Лобада.

По данным Минпромторга, в прошлом году в России было реализовано 92 900 грузовиков – на 83,6% больше, чем годом ранее. Продажи «Камаза» в ключевом для него сегменте грузовиков полной массой 14–40 т в 2010 г. выросли на 23% до 27 000 автомобилей (см. диаграмму), «Урала» – на 48% до 11 000, в то время как продажи новых среднетоннажных грузовиков иностранных брендов полной массой от 6 до 16 т выросли, по данным Ассоциации европейского бизнеса, на 111% до 7403 машин (более половины – машины Hyundai), крупнотоннажных иномарок массой более 16 т было продано на 154% больше, чем годом ранее: 11 989 штук (лидер в этом сегменте – MAN, на который пришлась четверть всех продаж).