Выкачивают налоги

Рост цен на нефть и другие сырьевые товары приносит добывающим компаниям не только рекордные прибыли, но и головную боль. Для правительств многих стран повышение налогов на эти компании становится все более популярной мерой

Российские чиновники не отстают от зарубежных коллег. В 2011 г. впервые за пять лет в России был увеличен НДПИ на газ – на 61%. «Газпром» заявлял, что для него это $1,6 млрд потерь. А с 1 мая правительство отменило льготы по пошлинам на нефть для крупнейших месторождений Восточной Сибири – Ванкорского («Роснефть»), Верхнечонского (контроль у ТНК-ВР) и Талаканского («Сургутнефтегаз»). Только в этом году первая потеряет $2,1 млрд, остальные – по $500 млн. Нефтяники не раз грозились свернуть проекты в случае отмены льгот, но на крайние меры не решились.

Когда цены на нефть высоки, правительства повышают налоги и роялти, чтобы получить более существенную экономическую ренту с нефтяных ресурсов», – говорит эксперт по энергетике Rice University Эми Майерс Джаффе.

В марте министерство финансов Великобритании увеличило с 20 до 32% дополнительный налог на добычу в Северном море. Это позволит правительству получить в бюджет 2 млрд фунтов ($3,3 млрд). Месяц назад в Венесуэле налог на доходы с цены нефти, превышающей $100 за баррель, был повышен до 95% (до тех пор ставка составляла 60%). В Канаде министр финансов Джим Флаэрти пообещал прекратить налоговое стимулирование добычи из нефтеносных песков, которое действует в стране последние 15 лет. В Австралии правительство пыталось ввести 40%-ный налог на сверхдоходы от добычи полезных ископаемых, но отступило.

Компании пытаются противостоять жестким мерам. Centrica, владеющая British Gas, в воскресенье пригрозила свернуть работы на одном из самых больших в стране газовых месторождений. Добыча в заливе Морекамбе, приносящая 6% необходимого Британии газа, была приостановлена на четыре недели в связи с профилактическими работами, но из-за увеличения налоговой нагрузки может быть не возобновлена, заявила компания. В результате повышения налога ставка для северного месторождения Морекамбе составит 62% от прибыли, для южного – 81%.

«Уровень налоговой нагрузки на британские газо- и нефтедобывающие компании сейчас один из самых высоких в мире. При такой высокой ставке рентабельность добычи в Морекамбе будет минимальной», – обосновала решение Centrica, добавив, что собственному производству может предпочесть покупку газа на оптовом рынке. Рост импорта в результате действий Centrica станет серьезной проблемой, принесет скорее вред, чем пользу, энергетической безопасности Британии, заявил глава парламентского комитета по вопросам энергетики и изменения климата Тим Йео. Заявления Centrica Йео назвал «ожидаемыми криками протеста» и пообещал проанализировать, обоснованны они или нет.

Но предупреждения о негативных последствиях поступают не только от британских компаний. На прошлой неделе финансовый директор Royal Dutch Shell Симон Хенри заявил, что налоговые изменения Британии могут в будущем привести к сокращению инвестиций в регионе.