Прописка для гастролеров

FSA не нравится, что европейские компании работают через лондонские отделения, на которые надзор регулятора не распространяется

Финансовые компании стран – участниц Европейской экономической зоны (ЕЭЗ – 27 стран ЕС плюс Исландия, Лихтенштейн и Норвегия) могут оказывать банковские и брокерские услуги через отделения, расположенные в любой из этих стран. Надзор над отделениями осуществляет в основном регулятор страны, где зарегистрирована головная компания.

FSA недовольно, что не может проверять британские отделения компаний, зарегистрированных в ЕЭЗ, но не в Великобритании. И настаивает, чтобы такие компании переводили операции не через отделения, а через дочерние компании, которые регулирует FSA. По словам представителя FSA, лишь один банк из стран ЕЭЗ за последние годы перерегистрировал отделение в «дочку».

Исландский Landsbanki на базе британского отделения за последние 10 лет выстроил масштабный бизнес по привлечению вкладов – Icesave. Но в 2008 г. Landsbanki обанкротился, и для 170 000 британских вкладчиков возник риск лишиться накоплений. Британское правительство компенсировало потери, но договориться с Исландией о возвращении денег не может.

Тактика FSA противоречит правилам ЕЭЗ, которые должны содействовать свободному перемещению компаний через национальные границы. «У них нет права делать такое с европейским банком», – говорит юрист Allen & Overy Боб Пенн. По мнению партнера Clifford Chance Саймона Глисона, действия FSA могут вызвать ответную реакцию других стран. «Я бы совершенно не удивился, если бы правительства стран ЕЭЗ начали применять давление в других сегментах», – отмечает он.

У FSA нет юридических полномочий заставить компании перевести бизнес в «дочки», но рычаги давления у регулятора есть, признают банкиры, юристы и бывшие сотрудники FSA. «Жизнь осложнить можно», – говорит бывший сотрудник FSA. Он сам раз за разом посылал команду инспекторов с неожиданными визитами в лондонское отделение иностранного банка, финансовое состояние которого беспокоило FSA. Банк прекратил операции в Великобритании.

Сейчас в фокусе внимания FSA – Newedge, принадлежащая Societe Generale и Credit Agricole. Из лондонского отделения она оказывает клиринговые и брокерские услуги, а также работает с фьючерсами. FSA настаивает, чтобы Newedge перевела операции в лондонскую «дочку». Если Newedge этого не сделает, FSA грозит компании требованиями увеличить ликвидность, что увеличит ее операционных расходы.

Гендиректор Newedge Николя Брето признает факт давления FSA. По его словам, к концу года компания превратится в дочернюю структуру: «Не думаю, что мы уникальны».