Вектор


«Аэрофлоту» пришлось расстаться с мечтами о блокирующем пакете в «Шереметьево». После слияния принадлежащего авиакомпании, ВТБ и ВЭБу ОАО «Терминал» (управляет терминалом D аэропорта) и государственного «Международного аэропорта «Шереметьево» (МАШ, владеет всеми остальными терминалами) на долю «Аэрофлота» в объединенной компании придется лишь 9%, еще по 4% получат банки, остальное – государство. Об этом договорились все заинтересованные стороны, рассказал гендиректор МАШ Михаил Василенко. Ровно такие доли получались и исходя из полученной в марте оценки Ernst & Young, но тогда «Аэрофлот» возражал: оценщик не учел, что пассажиропоток терминала D вышел на уровень, достичь которого планировалось только в 2016 г., и не принял во внимание будущие доходы от продажи перрона. Но и нынешняя оценка неплоха: прошлой осенью Credit Suisse и «Тройка диалог» подсчитали, что на всех трех владельцев «Терминала» должно приходиться лишь 8%, «Аэрофлот» же один претендовал на 25%. Спорить можно было бы очень долго, но «Аэрофлоту» давно хотелось избавиться от перегруженного долгами актива. К тому же промедление затормозило бы слияние «Шереметьево» и «Внуково», которое благословил Владимир Путин. Теперь терминалы «Шереметьево» объединятся в течение 2–3 месяцев, обещает Василенко.

Попытка российской Altimo и скандинавской TeliaSonera, владеющих соответственно 25,1 и 43,8% «Мегафона», добиться выплаты первых в истории компании дивидендов в очередной раз провалилась. Совет директоров компании обсудил этот вопрос, но решения принимать не стал, препоручив его собранию акционеров, рассказал представитель сотового оператора. Но по уставу «Мегафона» акционеры могут одобрять выплату дивидендов только по рекомендации совета. Так что, по сути, вопрос о дивидендах просто отложен. Это происходит уже не впервые с тех пор, как в конце 2009 г. между совладельцами «Мегафона» – TeliaSonera, Altimo и «АФ телеком холдингом» Алишера Усманова (владеет 31,1% «Мегафона») – вспыхнула ссора. Altimo и TeliaSonera договорились создать за рубежом совместную компанию и внести в нее свои доли в «Мегафоне» (т. е. в совокупности контрольный пакет), «АФ телеком» же через суд запретил им это. Одновременно Усманов предложил выкупить пакеты Altimo и TeliaSonera, на что те ответили отказом. Невыплата дивидендов – один из способов убедить строптивых партнеров стать посговорчивее.

Плохая оценка лучше доброй ссоры

Безденежный финансовый центр

Москва, претендующая на роль международного финансового центра, пока куда активнее привлекает спекулянтов, нежели солидных инвесторов. В этом признался руководитель департамента внешнеэкономических и международных связей столицы Сергей Черемин. Объем накопленных инвестиций в экономику Москвы, по его словам, за последние 10 лет превысил $120 млрд. Но из них лишь $30 млрд, или одна четверть, – прямые инвестиции. «Основной объем – это краткосрочные вложения портфельного характера, спекулятивно-финансового характера, торговые операции, гарантийные операции», – цитирует Черемина «Интерфакс». Но даже с учетом этого в 2009–2010 гг. объем инвестиций был на 40% ниже, чем в 2007 г. К примеру, по итогам прошлого года прямые иностранные инвестиции в экономику столицы составили $3,8 млрд. Аналогичные инвестиции, например, в Лондон на два порядка больше – около 52 млрд фунтов стерлингов за квартал. Так что Москве, пытающейся стать международным финансовым центром, есть куда стремиться.

Намек для партнеров

Москва нетуристическая

В прошлом году Москву посетило примерно 4 млн иностранных гостей, говорится в отчете консалтинговой компании Knight Frank. Это на 8% больше, чем в 2009 г. Казалось бы, тенденция положительная, но примерно столько же иностранцев посетили гораздо меньшие по размерам другие европейские столицы – Берлин, Прагу и Амстердам. А доля «познавательного» туризма в российской столице не превысила и 20% (остальное в основном приходится на деловой туризм). В итоге в период низкой деловой активности гостиницы стоят полупустыми. Это приводит к тому, что среднегодовая загрузка номерного фонда гораздо ниже, чем в европейских столицах. При этом в высокий сезон отелей (особенно качественных и дешевых) не хватает: совокупный номерной фонд у нас в два раза ниже, чем, к примеру, в Лондоне или Париже, а более половины трехзвездочных гостиниц построены еще в советский период и серьезно устарели. Получается замкнутый круг: для строительства новых гостиниц нужны туристы, но они не приедут, пока не будет гостиниц.