Гул недетской фантазии

Десятая «КомМиссия» проходит на нескольких площадках. Среди манги, детективов и фэнтези нашлось место для социальных тем. Комиксы о серьезном могут быть увлекательными
Е.Слизяк для Ведомостей

Комикс в России являет смесь любительства и знаточества. Мало кто занимается комиксом профессионально, т. е. зарабатывает им на жизнь, авторы оттачивают ракурсы (эффектные ракурсы очень ценятся) и выуживают из воображения несуществующих существ в свободное от работы время. До обидного часто искусство комикса сводится к воспроизводству композиционных штампов, сформировавшихся в эталонной японской или американской традиции.

Чтобы просмотреть метры веселых картинок, которые выставляет в десятый юбилейный раз фестиваль рисованных историй «КомМиссия», надо быть фанатом. «КомМиссия» и существует для фанатов – это грандиозный субкультурный взрыв: кроме выставочных проектов проводятся мастер-классы, конкурсы, раздаются призы, в «Цехе белого» на «Винзаводе» устроена открытая библиотека. Ядро фестиваля, как всегда, конкурс. Работы присылают все желающие, лучшие комиксы вывешивают на выставке в «Цехе красного».

Как в любой субкультуре, тут довлеет канон, особенно в манге: знатоки придирчиво и строго определяют авторов на «соответствие», правильно ли персонажи выражают эмоции, достаточно ли велики у них глаза. Сюжеты отечественные комиксисты предпочитают все больше оторванные от жизни: рисование комикса – отличный способ погрузиться в фантазийную дрему, будь то цветной мир хорошеньких, «кавайных» существ, как, например, в комиксе «Апельсиновый полосатик» Ядвиги Чеховской, или, к примеру, благородных говорящих волков, как в «Волчьей саге» Елены Skitalets и Тамары Muha Бояринцевой, ну или лупоглазых сверхдинамичных полуроботов, как в работе Tshepak Евгения Гордеева.

Но среди разгула фэнтези и полудетских хохм (вроде девяти способов отнять у вороны сыр по мотивам басни Крылова) в этом году на «КомМиссии» нашлось место для реальности. Был проведен круглый стол «Комикс про социальное», планируется лекция о политическом комиксе и ряд мастер-классов по рисованию социальных комиксов, а в конкурсе показали «Урок рисования» Виктории Ломаско. Это документальный комикс о содержащихся в колонии мальчиках, у которых художница как волонтер вела уроки изо. Ломаско, возможно, единственная, кто по-настоящему занимается в России острой сатирической графикой, традиция которой почти совсем угасла. На «КомМиссии» она провела мастер-класс о документальном и репортажном комиксе.

Из всех сопутствующих конкурсу выставок, которые проходят еще и в Российской государственной библиотеке для молодежи, и в Artplay на Яузе, самая интересная, пожалуй, выставка немецкого комикса Comics, Manga & Co. Немецкие комиксисты никогда не оглядывались на американские и японские образцы – они стоят ближе к европейской газетной карикатуре и мыслят приземленнее: тут меньше спецэффектов, больше юмора, взять хотя бы истории знаменитого Мэвилла, которые страшно увлекательны, хоть и строятся вокруг таких будничных вещей, как старый велосипед.