Никакой взаимовыручки

Создание гарантийного фонда для оплаты перевозки пассажиров обанкротившихся авиакомпаний на грани срыва. Против идеи Минтранса выступают сами авиаторы, которые должны собрать около 3 млрд руб.

«Аэрофлот» предпочитает страхование риска ответственности, заявлял ранее гендиректор компании Виталий Савельев. С тех пор позиция не поменялась, говорит представитель «Аэрофлота». У государства достаточно контрольных функций и возможностей, чтобы не допустить ущерба пассажирам со стороны любого перевозчика, отмечает представитель «Трансаэро». А если эти функции не были использованы и перевозчик прекратил свою деятельность, не исполнив обязательств перед пассажирами, то ущерб должно возмещать все-таки государство из тех налогов, которые были уплачены авиакомпаниями, считает он. Гендиректор «Ютэйр» Андрей Мартиросов тоже не в восторге от идеи Минтранса. Его, в частности, беспокоит, как будут управляться средства фонда.

Минтранс решил создавать гарантийный фонд после банкротства нескольких авиакомпаний – «Красэйр», «Домодедовских авиалиний», «Дальавиа», «КД авиа», «Заполярья», «Амурских авиалиний». Пока что пассажиры проблемных компаний перевозятся за счет бюджета. Но если в 2009 г. на эти цели было выделено 5 млрд руб., то в 2011 г. – лишь 300 млн руб., а затем субсидирование и вовсе будет отменено.

С 2012 г. по замыслу Минтранса должен был заработать фонд, сформированный из средств авиаторов, занимающихся регулярными перевозками. За три года с 2012 г. они должны были собрать 3 млрд руб. (размер взносов зависит от пассажирооборота на регулярных рейсах). Эти правила Минтранс прописал в законопроекте «О гарантировании исполнения договоров воздушной перевозки пассажиров», который сейчас находится на межведомственном согласовании, говорит представитель министерства.

Правда, с созданием фонда возникли проблемы. «Авиакомпании всячески пытаются замылить этот фонд», – заявил «Ведомостям» заместитель министра транспорта Валерий Окулов. По замыслу Минтранса авиакомпании должны создать некоммерческую организацию, которая будет управлять фондом. То есть они сами добровольно должны проявить инициативу, объясняет чиновник, а уже потом закон обяжет перевозчиков вступать в эту организацию под угрозой отзыва сертификата.

Авиаторы правы, когда не соглашаются на фонд, считает аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова: «Получается, что слабые в итоге становятся банкротами, а сильные должны вкладываться, а потом им помогать». По ее мнению, без согласия авиакомпаний Минтранс будет вынужден отказаться от создания фонда.

Но Окулов настроен категорично: «Оплачивать перевозку пассажиров обанкротившейся авиакомпании будет фонд!» Многое будет зависеть от позиции правительства, вносить ли закон о его создании в Госдуму, говорит Сахнова. Представитель премьера сказал, что вопрос еще обсуждается.