Спасет Мураками

Японец Кийоси Мураками ведет двойную жизнь: в будни надевает строгий костюм и отправляется в токийское представительство американского банка BNY Mellon, где управляет человеческими ресурсами. А в выходные переодевается в резиновые сапоги и плащ и едет в штаб-квартиру организации AidTakata, которую он создал для восстановления родного города

Кийоси Мураками родился и вырос в прибрежном городке Рикузентаката, который был почти полностью сметен с лица земли землетрясением и цунами. Дом Мураками тоже был разрушен.

«Я был по делам в Гонконге, когда в Японии разразилось землетрясение. Сразу стал думать, чем я могу помочь моей стране и городу», – сказал Мураками на первом собрании своей только что созданной организации. Его слушали 150 с лишним человек, которые готовы работать за минимальную плату, чтобы спасти родной город.

Для Мураками такая работа не внове. Выпускник одного из американских университетов, он долгое время работал в комитете по делам беженцев в ООН. А его нынешняя работа в банке дала ему возможность обзавестись самыми разными деловыми связями, получить коммуникационные и организационные навыки, отточить знание английского языка. Его помощь сейчас так необходима мэру еще и потому, что в мэрии физически некому работать – многие сотрудники погибли, пропали без вести, остались без жилья или пребывают в шоке после гибели членов семьи.

Рабочие выходные

В одну из последних суббот Мураками, например, координировал доставку продовольствия тысячам обездоленных жителей города. Помимо этого он потратил выходные на обсуждение текущих проблем с мэром, обучение пресс-секретаря мэрии, интервью на английском языке иностранным изданиям, работу над дизайном веб-сайта AidTakata, а также посещение руин трех домов, которые до землетрясения принадлежали его семье.

«Для скорейшего восстановления города очень важно найти нужных людей в префектурах и правительстве страны – тех, кто может нам помочь. Но когда речь идет о неформальных связях и просьбах сделать нам большое одолжение, договориться обо всем может только Мураками», – убежден мэр города Футоши Тоба.

Неформальные связи

В Японии связи между муниципальными и центральными правительственными органами весьма ограниченны. Именно поэтому жители Рикузентакаты даже не рассчитывают, что голос их муниципального правительства будет услышан в Токио, а помощь не заставит себя ждать. Зная об этом, Мураками начал прямые переговоры с Шозо Азумой, членом Демократической партии в нижней палате парламента, с которым Мураками пересекался когда-то в управлении верховного комиссара ООН по делам беженцев. «Мы еще тогда стали друзьями и можем говорить на любые темы», – рассказывает он.

Глядя на руины одного из домов, принадлежавших его семье, Мураками говорит, что этот пейзаж навевает ему воспоминания о поездке в Сьерра-Леоне, где он был 10 лет назад с делегацией ООН сразу после окончания гражданской войны.

Мураками признается, что ему нелегко управлять людьми в тех стрессовых условиях, в которые они попали после землетрясения и цунами. Помогает опыт, приобретенный ранее в бизнесе. Более того, Мураками пришлось стать персональным наставником мэра города, с которым он проводит своего рода «психологический тренинг» – мэру трудно заниматься восстановлением города после того, как он похоронил жену.

Работы в городе так много, что в последнее время Мураками все чаще посвящает ей не только выходные, но и будни. Отработав в банке BNY Mellon, он связывается по телефону с лидерами общественных организаций и представителями муниципальных властей и обсуждает с ними дальнейшие шаги, которые должна предпринять AidTakata. В будни он продолжает координировать по скайпу деятельность своих подчиненных в организации. Сейчас AidTakata пытается создать сервер в интернете для мэрии Рикузентакаты.

Когда Мураками был маленьким, его школьный учитель поражался тому, как упорно мальчик мечтает уехать учиться за границу. А сейчас уже никто не спрашивает, является ли Мураками патриотом.