Интернет быстрее всех

В I квартале рекламодатели потратили на продвижение в рунете на 60% больше, чем годом ранее. Эксперты уверены, что такой рост – эффект неудачного начала 2010 г.

По данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), интернет-компании заработали за первые три месяца года 6,6–7,6 млрд руб. (от более точной оценки ассоциация воздержалась). АКАР переоценила рынок рекламы в рунете после того, как «Яндекс» и Mail.ru в апреле впервые опубликовали аудированную отчетность, рассказал координатор экспертной группы по интернету при ассоциации Алексей Беляев: «Выяснилось, что прежде этот рынок был значительно недооценен экспертами». По сравнению с прежней оценкой АКАР I квартала 2010 г. рынок увеличился в 2,5 раза. Фактический же рост с учетом переоценки составил 60%.

Быстрее всех росли крупнейшие площадки. «Яндекс» в I квартале заработал на рекламе 3,8 млрд руб., что на 66% больше, чем в I квартале 2010 г., а Mail.ru Group – более 1,1 млрд руб. (рост – 94%, расчеты «Ведомостей» по официальному курсу ЦБ РФ). Выручка более мелких интернет-площадок увеличилась в I квартале примерно на треть, указывает гендиректор AdWatch Isobar Russia Андрей Чернышов.

Рост рынка на 60% – прежде всего эффект «низкой базы», объясняют Чернышов и Беляев. Начало 2010 г. оказалось неудачным для всех медиа из-за неожиданно объявленного ограничения рыночной доли «Видео интернешнл», крупнейшего телеселлера в стране. И пока рекламодатели пытались разобраться, что будет происходить с ТВ, они придерживали все маркетинговые расходы, говорят эксперты. Рынок увеличился на фоне неудачного начала прошлого года, согласен гендиректор Mindshare Interaction Дмитрий Ашманов, и нет оснований ожидать, что во II квартале рост будет таким же. Интернет продолжает расти в несколько раз быстрее традиционных медиа, говорит гендиректор Mail.ru Group Дмитрий Гришин.

Эффект «низкой базы» сработал и для ТВ, крупнейшего медиа в России, уверен гендиректор сейлз-хауса «Газпром-медиа» Сергей Пискарев. В I квартале рекламодатели потратили на телеролики 28,2–28,7 млрд руб., что на 29% больше, чем годом ранее. «Скорее всего, в этом году мы будем наблюдать большой рост рынка в начале года и более низкий – в конце года», – говорит руководитель отдела маркетинговых исследований аналитического центра «Видео интернешнл» (ВИ) Сергей Веселов (дать более точный прогноз он отказался). Прежде ВИ прогнозировал, что по итогам года телеканалы заработают на рекламе на 21% больше, чем годом ранее. Из телекомпаний по I кварталу пока отчиталась только CTC Media: ее выручка выросла ниже рынка – на 16%.

Весь рекламный рынок в I квартале составил 53,5–54,5 млрд руб., увеличившись на 28%.