Научиться предпринимательству

В России не так много обучающих программ для предприятий малого бизнеса – в отличие от Запада. На наших программах пока не всегда внятный отбор слушателей, да и их полезность в стране, где все решают связи, вызывает вопросы. Но их все равно становится все больше

В московской школе управления «Сколково» в 2009 г. также была запущена программа для предпринимателей – full time MBA. Она, правда, не для малого бизнеса, но ее цель – воспитать в студентах предпринимательские качества, которые позволят им после учебы начать самостоятельный бизнес. По словам представителя школы Киры Кирюхиной, в декабре 2010 г. состоялся первый выпуск этой программы и из 37 человек 70% самостоятельно или в партнерстве уже открыли свое дело. В основном это те проекты, над которыми они работали в рамках последнего модуля в школе. Программа длится 16 месяцев, из которых четыре месяца студенты проводят в классах, изучая теорию, а остальное время отводится на проектную работу.

В апреле Высшая школа менеджмента (ВШМ) Санкт-Петербургского государственного университета открыла обучающую программу «Управление проектами для малого и растущего бизнеса». Средства на ее проведение – $100 000 в год – выделил Ситибанк. Программа специально разработана под российских предпринимателей и разбита на четыре модуля: планирование проекта, создание команды, финансирование проекта и риск-менеджмент. Причем обучение может быть на реальных проектах, тех, которые реализуют слушатели. Всего в первом наборе 40 руководителей предприятий малого бизнеса, отобранных фондом Ситибанка и ВШМ в ходе специального конкурса мотивационных писем (на него поступило 90 заявок). Отбирали кандидатов с разным опытом, чтобы «увеличить эффект от обучения», говорит Руслан Беляев, управляющий филиалом Ситибанка в Петербурге. В этом году банк начал предоставлять небольшие кредиты малым предпринимателям, поэтому. если завяжутся контакты с предпринимателями, будет неплохо, добавляет он.

«Раньше мы совершенно не умели просчитывать риски», – поделился ощущениями после первого трехдневного семинара Сергей Черных, совладелец компании «ГИГА Северо-Запад» (изготовление и поставка подъемно-транспортного оборудования). «Каждый руководитель принимал решение на свой страх и риск, а сейчас они будут учиться анализировать ситуацию», – подчеркивает Черных. Всего в компании работает два проектных менеджера – на них и ляжет основная нагрузка по прогнозированию рисков. «70% вознаграждения этих специалистов составляет бонусная оплата, поэтому, оптимизируя затраты путем снижения рисков, они будут автоматически получать премии как процент от маржинальной прибыли», – рассказал Черных.

Но главное все же в программе – научить участников реализовать инновационные решения. Насколько это получится, станет ясно через полгода после окончания программы, когда ВШМ планирует анкетирование выпускников о том, как развивается их бизнес.

Снять страх

Образование позволяет минимизировать риски, рассуждает Дмитрий Юрченко, основатель компании «Кнопка жизни», выпускник этой программы «Сколково». Идея начать свой бизнес у него возникла, еще когда он работал руководителем отдела по операциям с деривативами в «Ренессанс капитале», но не хватало уверенности. «Уже обучаясь в «Сколково», я думал, что снова вернусь в корпоративную жизнь, а свое дело открою чуть позже, – делится он. – Преподаватели и предприниматели, которые читали нам лекции, убедили, что открывать свое дело нужно сразу, не боясь рисковать».

Еще одну MBA-программу для представителей малого бизнеса Москвы частично финансируют городские власти. С декабря 2010 г. около 500 человек слушают лекции в нескольких школах бизнеса и университетах («Cинeргия», РАНХ, РЭА им. Плеханова, «Линк», НИУ ВШЭ, Институт магистерской подготовки МЭСИ и некоторые другие). «Cинeргия» в тестовом режиме начала этот проект в 2009 г., выдав дипломы уже 120 предпринимателям (два набора по три группы по 20 человек в группе). Первый проректор «Cинeргии» Илья Дацкевич говорит, что статистики по тому, как работает программа, у школы нет, отбор и оценку результатов ведет мэрия в лице Московского фонда подготовки кадров и он, видимо, доволен, если в конце 2010 г. программа была расширена. Получить комментарии мэрии по этому вопросу «Ведомостям» не удалось.

«Научиться можно прикладным вещам – как управлять предприятием, как вести финансовую отчетность, но не предпринимательству, – считает Владимир Буев, вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП). – Бизнесменами рождаются, это определенный набор психофизических качеств, которыми обладает лишь 5–10% людей».

А вот Юрий Песоцкий, председатель комитета по кадрам для малого и среднего предпринимательства и образованию «Опоры России», полагает, что основы предпринимательства следует преподавать даже студентам, получающим первое высшее образование. «Многие из них мечтают работать в госкомпаниях, поскольку свой собственный бизнес ассоциируется у них с постоянными страхами», – рассуждает он. Специальный образовательный курс помог бы снять психологический барьер, убежден Песоцкий. «Сейчас на рынке появляется много разнообразных предложений, как учить малых предпринимателей, и в этом нет ничего плохого, – отмечает он. – Мы сами год назад открыли кафедру экономики и менеджмента малого предпринимательства в НИТУ МИСиС, а спустя полгода – кафедру инновационного предпринимательства в МГТУ им. Баумана». По словам Песоцкого, слушателям созданных «Опорой» кафедр будет предложено разработать бизнес-план и обратиться за финансированием в один из венчурных фондов. «Мы подскажем куда», – обещает Песоцкий. Такой подход позволит обучать людей в условиях, максимально приближенных к реальности, убежден он.

Разная мотивация

Виктор Рожков, руководитель департамента по работе с малым и средним бизнесом Ситибанка, считает, что «предприятия малого бизнеса в России заняты, главным образом, в сфере торговли, т. е. являются скорее «посредниками», а не «создателями добавленной стоимости». Доля «инновационности» малого бизнеса значительно ниже, чем, например, в Европе или США. У нас многие открывают свое дело за неимением другого источника дохода, а вовсе не ради творческой реализации».

У многих предпринимателей главная мотивация – получить сертификат, чтобы повесить его на стену, делится Буев.

«Я давно хотела поучаствовать в такой программе (как проект Ситибанка и ВШМ СПбГУ) и получить сертификат», – говорит Надежда Мартинен, гендиректор фирмы «Бисиай». Ее проект, прошедший отбор в ВШМ, предполагает запуск широкой сети продаж полисов глобального медицинского страхования через сеть сертифицированных клиник и агентскую сеть. Российские граждане смогут покупать медицинские полисы любой страны и по ним качественно обслуживаться на территории России, пояснила идею Мартинен.

Корреспондент «Ведомостей» обнаружил на сайте Professionali.ru блог директора петербургской фирмы «Выставочные системы. Дизайн и сервис» Ирины Фоминой, которая делится неудачным опытом сотрудничества с Мартинен. Правда, совместный проект был свернут без финансовых потерь со стороны автора блога. Другой вопрос – что в России можно продавать полисы только тех компаний, которые имеют лицензию на территории России, напоминает Павел Иванушко, гендиректор страховой компании «Отечество». Формально идея Мартинен соответствовала требованиям конкурсного отбора на программу в ВШМ, заявил представитель школы.

Никакое образование не поможет бизнесу в России стать успешным без связей, считает декан ВШМ ВШЭ Сергей Филонович.

Связи действительно важны, соглашаются в «Сколково». Однако «школа помогает своим выпускникам контактами, открывая, таким образом, для них множество дверей в потенциальные возможности», уверяет Кирюхина. Но связи стоят недешево: на обучение в «Сколково» нужно 60 000 евро, а, например, участник программы мэрии доплатит 72 000 руб.